Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:bashkir [2019/11/19 10:57] – [Музыкальные примеры] irinatraditions:bashkir [2019/11/26 13:09] (текущий) irina
Строка 1: Строка 1:
-====== Башкирский кубыз ======+====== Кубыз башкиров ======
  
 <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column>
  
-**Национальное название**: кубыз+**Национальное название**: агас-кубыз (деревянный), тимер-кубыз (металлический)
  
 **Тип**: b  **Тип**: b 
Строка 19: Строка 19:
 </WRAP> </WRAP>
  
-===== Основная информация =====+{{ :traditions:кубызы.jpg?200|Башкирские кубызы разных мастеров}}===== Основная информация =====
  
 +В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент - курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной "грушей") и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов. 
  
 +Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля. 
  
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
  
-Основным исследованием является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова.+Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова.
  
-{{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} 
 ==== Бытование в культуре ==== ==== Бытование в культуре ====
-В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве ((Рахимов 2004: 11-12)). +{{ :traditions:гарипова.jpg?300|М. Галимова играет на агас-кубызе}} В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве ((Рахимов 2004: 11-13)). Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор
  
 ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== ==== Стилистика исполнения, названия жанров ====
Строка 35: Строка 36:
  
 ==== Специфические приёмы ==== ==== Специфические приёмы ====
-Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. +Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.  
 + 
 +Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе: 
 +  - Однопальцевая игра - движение указательного пальца "к себе" (основной приём народных кубызистов); 
 +  - Многопальцевая игра - попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу "к себе"; 
 +  - Вибрационная игра - быстрая игра указательным пальцем попеременно "к себе" и "от себя". ((Загретдинов 1991: 69-70))
  
 ==== Музыкальные примеры ==== ==== Музыкальные примеры ====
Строка 41: Строка 47:
 {{jPlayerPlaylist>:Galimova_kyi.mp3 {{jPlayerPlaylist>:Galimova_kyi.mp3
 :galimova_old_tune.mp3 :galimova_old_tune.mp3
-:davletbaev_apipa.mp3 +:davletbaev_7girls.mp3 
-:davletbaev_7girls.mp3}}+:davletbaev_apipa.mp3}} 
 + 
 +  - track3 Галимова. Кюй. 
 +  - track4 Галимова. Старинный танец 
 +  - track19 Давлетбаев. 7 девушек 
 +  - track20 Давлетбаев. Апипа 
 +Топни (спляши), дочка Апипы,\\ 
 +Ты не топнешь, топну я,\\ 
 +То место где ты топнула,\\ 
 +Я найду и тоже топну.
  
 ===== Археология/история ===== ===== Археология/история =====
 +Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <...> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов. ((Загретдинов 1991: 67))
  
-===== Легенды =====+===== Фольклорные мотивы ===== 
 +Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи. 
  
 +<WRAP center round tip 60%>
 +{{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.
  
-===== Запретыпредписания =====+Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.
  
-===== Дополнительные материалы =====+Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.
  
 +Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках  их  невестки. ((Башкирские предания и легенды, 1985: 41))
  
-===== Источники =====+</WRAP>
  
-  * Richter 2014 - [[https://www.youtube.com/watch?v=2mu8ZufaotU|Masters of the Yi Mouth Harp (??)]]. Реж. Jonathan Richter, 2014. 
  
- {{youtube>Rf4gLm98rUM?t=140?medium}}+===== Дополнительные материалы ===== 
 + {{youtube>Jxp4Eeg7fmw?medium}}  
 +{{youtube>ZqPZhG6qBXw?medium}}
  
-{{mp3play>audiofile.mp3}}+===== Источники ===== 
 +  * //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. 
 +  * //Загретдинов 1991// - Загретдинов Р. История башкирского кубыза. /Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г. Якутск, 1991. 
 +  * //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]] 
 +  * Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Кубыз башкиров (generated for current page)