Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:buriat [2020/03/08 19:52] – создано irinatraditions:buriat [2020/03/08 22:25] (текущий) – [Запреты, предписания] irina
Строка 13: Строка 13:
 <WRAP half column> **Материал**: металл <WRAP half column> **Материал**: металл
  
-**Пол исполнителя**: +**Пол исполнителя**: 
  
 </WRAP> </WRAP> </WRAP> </WRAP>
Строка 21: Строка 21:
 ===== Основная информация ===== ===== Основная информация =====
 {{ :traditions:одэгон.jpg?400|витрина с предметами шаманки Одэгон из музея Ревякина, п. Хужир, о. Ольхон. Варган в футляре находится в нижнем правом углу}} {{ :traditions:одэгон.jpg?400|витрина с предметами шаманки Одэгон из музея Ревякина, п. Хужир, о. Ольхон. Варган в футляре находится в нижнем правом углу}}
-Аман хур - ротовая лютня бурят не сохранился в культуре до наших дней. По свидетельству Ю. Шейкина, он "оказался табуированным иснтрументом, связанным только с шаманской практикой" ((Шейкин 2002: 131)). Металлический варган и металлический же футляр от него был найден, например, среди других металлических предметов, сохранившися после огненного погребения шаманки Одэгон на о. Ольхон и до сих пор считаются сакральными предметами, вокруг которых выстраиваются запреты (сейчас они хранятся в музее в посёлке Хужир). В то же время, нет ни одного этнографического описания камлания с варганом у бурят, мы не знаем, какая функция отводилась инструменту при этом. +Аман хур - ротовая лютня бурят не сохранился в культуре до наших дней. По свидетельству Ю. Шейкина, он "оказался табуированным инструментом, связанным только с шаманской практикой" ((Шейкин 2002: 131)). Металлический варган и металлический же футляр от него был найден, например, среди других металлических предметов, сохранившимся после огненного погребения шаманки Одэгон на о. Ольхон и до сих пор считаются сакральными предметами, вокруг которых выстраивается местная мифология (сейчас они хранятся в музее в посёлке Хужир) ((Марков б.д)). В то же время, нет ни одного этнографического описания камлания с варганом у бурят, мы не знаем, какая функция отводилась инструменту при этом. 
  
-Варган устречался только у западных бурят, иногда он мог заменяться струнно-смысковым инструментом. +Варган встречался только у западных бурят, иногда он мог заменяться струнно-смычковым инструментом. 
  
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
Строка 35: Строка 35:
 ===== Запреты, предписания ===== ===== Запреты, предписания =====
  
-По свидетельству Ю. Шейкина, запреты в отношении варгана были связаны с его изготовлением. "Шаманский варган могли изготовить не все, а только кузнецы, которые ведут свою родословную от небесного "белого" покровителя кузнечества. Варган, сделанный таким кузнецом, обладал магическими свойствами, и музицирование на нём обеспечивало положительный результат в газании шамана - "хорошо сделанный аман хур всегда говорит правду" (ПМА, №20) ((полевые материалы Ю.Шейкина)). ((Шейкин 2002: 131))+По свидетельству Ю. Шейкина, запреты в отношении варгана были связаны с его изготовлением. "Шаманский варган могли изготовить не все, а только кузнецы, которые ведут свою родословную от небесного "белого" покровителя кузнечества. Варган, сделанный таким кузнецом, обладал магическими свойствами, и музицирование на нём обеспечивало положительный результат в гадании шамана - "хорошо сделанный аман хур всегда говорит правду" (ПМА, №20) ((полевые материалы Ю.Шейкина)). ((Шейкин 2002: 131))
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
-* //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. +  * //Марков б.д.// - Марков В. [[https://veskimo.livejournal.com/1834.html|Шаманка снова]].  
 +  * //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. 
  
 Полевые материалы: Полевые материалы:
-1981 г., август. Буятия: закаменные буряты. Руководитель экспедиции при участии студентов-музыковедов ДВПИИ Л. Матхоновой и Р. Жамбаловой. Материалы: дневник, звукозаписи, фото, фоноинструменты, этнографические атрибуты.+ 
 +1981 г., август. Бурятия: закаменные буряты. Руководитель экспедиции при участии студентов-музыковедов ДВПИИ Л. Матхоновой и Р. Жамбаловой. Материалы: дневник, звукозаписи, фото, фоноинструменты, этнографические атрибуты.
  
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Хур бурят (generated for current page)