Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:khants [2019/11/10 13:46] irinatraditions:khants [2019/11/26 13:13] (текущий) irina
Строка 1: Строка 1:
-====== Томра, тамрэ, тумран хантов и манси ======+====== Тумран хантов и манси ======
  
 <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column>
  
-**Национальное называние**: тумран, томратамрэ (манси)+**Национальное называние**: тумран, томратамрэ (манси)
  
 **Регион**: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия **Регион**: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия
Строка 20: Строка 20:
  
 ===== Основная информация ===== ===== Основная информация =====
-{{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Картинка из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное ("царапаться", "скрестись", см. Алексеева 1988: 13) и от тюркского домра (см. Щейкин 2002: 125). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать").+{{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Фото из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное "царапаться", "скрестись" ((Алексеенко 1988: 13)) либо от тюркского домра ((Щейкин 2002: 125)). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать").
  
 Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.   Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.  
Строка 28: Строка 28:
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
  
-Бытование инструмента в культуре хантов и манси изучалось мало. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.+Первым варган у хантов описал финский этнограф У. Сирелиус, побывавший у них в начале XX в. Он упоминает его под названием tomraa. 
 +Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.
  
 ==== Бытование в культуре ==== ==== Бытование в культуре ====
Строка 34: Строка 35:
  
 ==== Специфические приёмы ==== ==== Специфические приёмы ====
-Некоторые исследователи (напр., Чернецов 1987: 35) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" (Шейкин, 2002: 127). +Некоторые исследователи ((напр., Чернецов 1987: 35)) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" ((Шейкин, 2002: 127)).  
  
 ==== Музыкальные примеры ==== ==== Музыкальные примеры ====
Строка 54: Строка 55:
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
  
-  * //Алексеенко 1984// - Алексеенко Е. А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов. / Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984 гС70-71+  * //Алексеенко 1988// - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭт. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988 
 +  * //Соколова 2009// - Соколова З.П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века. Институт этнологии и антропологии имН.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Наука2009 с495-503
   * //Шейкин 2002// - Шейкин Ю. И. "История музыкальной культуры народов Сибири". М., 2002   * //Шейкин 2002// - Шейкин Ю. И. "История музыкальной культуры народов Сибири". М., 2002
  
  
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Тумран хантов и манси (generated for current page)