Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версияПоследняя версияСледующая версия справа и слева |
traditions:munharpe [2019/11/29 12:26] – [Археология/история] irina | traditions:munharpe [2019/11/29 14:50] – [Источники] irina |
---|
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, что указывает на то, что исследователи не воспринимали инструмент всерьёз. Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников указывают область бытования инструмента и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. | Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре, сложно найти данные о мелодиях XIX в. и ранее. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, вероятно, этому способствовал низкий статус инструмента по сравнению с другими ((Brokke 2011: 14)). Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников, указывая область бытования инструмента, и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. |
| |
Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. | Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. | * //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. |
| * //Brokke 2011// - Brokke S. Munnharpe. Konsberg, 2011. Booklet for CDs. |
* //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 | * //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 |
* //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine | * //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine |