Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:russian [2019/11/29 15:56]
irina
traditions:russian [2019/11/29 17:31] (текущий)
irina [Археология/история]
Строка 13: Строка 13:
 <WRAP half column> **Материал**: металл <WRAP half column> **Материал**: металл
  
-**Пол исполнителя**: m+**Пол исполнителя**: b
  
 </WRAP> </WRAP> </WRAP> </WRAP>
Строка 20: Строка 20:
  
 ===== Основная информация ===== ===== Основная информация =====
-Варган был распространённым музыкальным инструментом среди русских вплоть до конца XIX в. (см. [#археология/история|раздел истории]. Однако затем он был забыт так крепко, что уже в середине XX в. сложился стереотип, что варган - это иноэтнический музыкальный инструмент ("инструмент северных народов"), а русские на нём никогда не играли. По сути, от варгана сохранилось только название. Вероятней всего, оно происходит от латинского +{{ :traditions:новгород.jpg?300| Новгород, XIV в.}}Варган был распространённым музыкальным инструментом среди русских вплоть до конца XIX в. (см. [#археология/история|раздел истории]. Однако затем он был забыт так крепко, что уже в середине XX в. сложился стереотип, что варган - это иноэтнический музыкальный инструмент ("инструмент северных народов"), а русские на нём никогда не играли. По сути, от варгана сохранилось только название. Вероятней всего, оно происходит от латинского organum — музыкальный инструмент. Известно, что до XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавров, о чём свидетельствует, например, «Моление Даниила Заточника», начинающееся словами: «Вострубим, яко во златокованые трубы, в разум ума своего и начнём бити в сребрёные арганы воззвание к мудрости своея». Но уже к началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент. Распространённая версия, усматривающая в слове «варган» польский корень «warga», означающий губу или рот, при близком рассмотрении оказывается ошибочной ((Богатырёва б.д.)). 
-organum — музыкальный инструмент. Известно, что до XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавров, о чём свидетельствует, например, «Моление Даниила Заточника», начинающееся словами: «Вострубим, яко во златокованые трубы, в разум ума своего и начнём бити в сребрёные арганы воззвание к мудрости своея». Но уже к началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент. Распространённая версия, усматривающая в слове «варган» польский корень «warga», означающий губу или рот, при близком рассмотрении оказывается ошибочной ((Богатырёва б.д.)). +
  
 В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную традицию пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля, Александр Данилов, выступал с варганными номерами, в том числе в составе трио с косой и флейтой-двойчаткой. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях, на свадьбах, однако нельзя не заметить, что стилистика исполнения была перенята Даниловым у якутских музыкантов, в частности, у И. Алексеева. В документальном фильме «Мелодии, прожившие века» (1981 г.) закадровый голос Дмитрия Покровского во время игры Александра Данилова сообщает: «Сейчас нам очень долго, шесть лет, пришлось искать того единственного исполнителя, у которого мы могли научиться играть на варгане» ((расшифровка И.Б.)). Однако был ли такой исполнитель действительно найден, неизвестно: в архиве Покровского записей варгана, к сожалению, нет.   В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную традицию пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля, Александр Данилов, выступал с варганными номерами, в том числе в составе трио с косой и флейтой-двойчаткой. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях, на свадьбах, однако нельзя не заметить, что стилистика исполнения была перенята Даниловым у якутских музыкантов, в частности, у И. Алексеева. В документальном фильме «Мелодии, прожившие века» (1981 г.) закадровый голос Дмитрия Покровского во время игры Александра Данилова сообщает: «Сейчас нам очень долго, шесть лет, пришлось искать того единственного исполнителя, у которого мы могли научиться играть на варгане» ((расшифровка И.Б.)). Однако был ли такой исполнитель действительно найден, неизвестно: в архиве Покровского записей варгана, к сожалению, нет.  
Строка 27: Строка 26:
 В целом же в XX веке русским варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. в виде популярного субкультурного инструмента, однако традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. В наши дни есть ряд музыкантов (В. Марков, И. Богатырёва, А. Иванов и др.), кто занимается реконструкцией русской музыки на варгане на основе этнографического песенного и другого  инструментального музыкального материала ((см. Внутренний Липецк б.д.)), а также аналогичного опыта реконструкции, почерпнутого из других культур.  В целом же в XX веке русским варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. в виде популярного субкультурного инструмента, однако традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. В наши дни есть ряд музыкантов (В. Марков, И. Богатырёва, А. Иванов и др.), кто занимается реконструкцией русской музыки на варгане на основе этнографического песенного и другого  инструментального музыкального материала ((см. Внутренний Липецк б.д.)), а также аналогичного опыта реконструкции, почерпнутого из других культур. 
  
-Так как инструмент был утрачен, говорить о некой традиционной форме его нельзя. Тем не менее, в наши дни появилось много русских мастеров, кто начал изготавливать варган, опираясь на опыт изготовления инструментов у других народов России (якутов, башкир и т.д.). Изготавливаются также реконструкции археологических русских варганов ((Марков б.д. 1)).+{{ :traditions:новгород_2_.jpg?300| Новгород, XIV в.}} Так как инструмент был утрачен, говорить о некой традиционной форме его нельзя. Тем не менее, в наши дни появилось много русских мастеров, кто начал изготавливать варган, опираясь на опыт изготовления инструментов у других народов России (якутов, башкир и т.д.). Изготавливаются также реконструкции археологических русских варганов ((Марков б.д. 1)).
  
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
Строка 40: Строка 39:
  
 ===== Археология/история ===== ===== Археология/история =====
-Источниками по истории варгана в России являются археологические находки, данные словарей и художественной литературы. Археология фиксирует варганы в русских городах, таких как Новгород Великий, Псков, Старая Руса, Можайск, Тверь и т.д., в период с XI по XVIII века((см. Марков б.д. 2)). Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках, например, в крепостях Красноярского края и Оренбургской области. Сохранившиеся документы того же периода говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими, в том числе за границу. ((см. Бескровный б.д.))При этом находки не показывают никакого единства формы и технологии изготовления инструментов, что может свидетельствовать о том, что львиная доля производства приходилась всё же на единичные мастеровые работы. +{{ :traditions:ростиславль.jpg?300| Ростиславль, XII-XV вв.}}Источниками по истории варгана в России являются археологические находки, данные словарей и художественной литературы. Археология фиксирует варганы в русских городах, таких как Новгород Великий, Псков, Старая Руса, Можайск, Тверь и т.д., в период с XI по XVIII века((см. Марков б.д. 2)). Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках, например, в крепостях Красноярского края и Оренбургской области. Сохранившиеся документы того же периода говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими, в том числе за границу. ((см. Бескровный 2015)) В то же время по наличию клейм, соотносимым клеймами европейских инструментов, и находкам варганов в Новгороде среди других западноевропейских предметов археолог и инструменталист АКаменский делает вывод о возможности западноевропейского происхождения новгородских археологических варганов (Каменский 2019)При этом находки не показывают никакого единства формы и технологии изготовления инструментов, что может свидетельствовать о том, что львиная доля производства приходилась всё же на единичные мастеровые работы. 
  
 Тем не менее, существует документальное свидетельство о массовом производстве варганов в г. Переславле-Залессом в к. XVIII в.  Тем не менее, существует документальное свидетельство о массовом производстве варганов в г. Переславле-Залессом в к. XVIII в. 
Строка 50: Строка 49:
 </WRAP> </WRAP>
  
-К сожалению, неизвестно, как назывался этот инструмент в России в средние века. По данным «Словаря русского языка XI-XVII веков» слово «варган» было синонимично слову «орган» и могло фигурировать для обозначения также походного армейского барабана и духового клавишного инструмента ((СРЯ 1975: 18)). Инструменты известного нам вида упоминаются в документах с конца XVII века. +{{ :traditions:плес.jpg?300| Плёс, XII в.}} К сожалению, неизвестно, как назывался этот инструмент в России в средние века. По данным «Словаря русского языка XI-XVII веков» слово «варган» было синонимично слову «орган» и могло фигурировать для обозначения также походного армейского барабана и духового клавишного инструмента ((СРЯ 1975: 18)). Инструменты известного нам вида упоминаются в документах с конца XVII века. 
  
 Любопытно, что уже в то время был определённый этнический стереотип, связанный с варганом, но тогда он указывал не на "чукчей", а на другой этност. Так, в «Реестре, кому господам на свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова быть, в каком платье и с какими играми», составленной Петром I в 1714 году к так называемой «шутовской свадьбе», среди прочих инструментов упоминаются варганы, причём ряженые с ними изображать должны «норвежских мужиков» ((Деяния 1792: 242)). Очевидно, что представление об инструменте того времени привязывали варган к традиционным культурам не Сибири, но Европы.  Любопытно, что уже в то время был определённый этнический стереотип, связанный с варганом, но тогда он указывал не на "чукчей", а на другой этност. Так, в «Реестре, кому господам на свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова быть, в каком платье и с какими играми», составленной Петром I в 1714 году к так называемой «шутовской свадьбе», среди прочих инструментов упоминаются варганы, причём ряженые с ними изображать должны «норвежских мужиков» ((Деяния 1792: 242)). Очевидно, что представление об инструменте того времени привязывали варган к традиционным культурам не Сибири, но Европы. 
Строка 59: Строка 58:
 О бытовании варгана среди «простолюдинов» свидетельствует и художественная литература того периода: варган встречается в описании народных гуляний на ярмарках, музыкального быта провинциальных городов, в качестве развлечения мещанских детей и гимназистов. К примеру, вот как описывает А. Писемский развлечение гимназистов 3 класса в рассказе «Старческий грех» (1861 г.): О бытовании варгана среди «простолюдинов» свидетельствует и художественная литература того периода: варган встречается в описании народных гуляний на ярмарках, музыкального быта провинциальных городов, в качестве развлечения мещанских детей и гимназистов. К примеру, вот как описывает А. Писемский развлечение гимназистов 3 класса в рассказе «Старческий грех» (1861 г.):
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
- Мучеников… вытащил из своих широчайших штанов какой-то ящичек с дырочками, осторожно открыл его, и из него выпрыгнула мышь на ниточке, потом вынул он оттуда что-то завёрнутое в бумажку — развернул — оказалось, что это был варганчик, на котором он и начал потихоньку наигрывать, а мышка встала на задние лапки и принялась как бы танцевать. ((Писемский «Старческий грех»))+ Мучеников… вытащил из своих широчайших штанов какой-то ящичек с дырочками, осторожно открыл его, и из него выпрыгнула мышь на ниточке, потом вынул он оттуда что-то завёрнутое в бумажку — развернул — оказалось, что это был варганчик, на котором он и начал потихоньку наигрывать, а мышка встала на задние лапки и принялась как бы танцевать. ((Писемский 1959-2))
 </WRAP> </WRAP>
    
-В другом случае тот же автор вспоминает варган при описании развлечения богатого дитяти: +В другом случае тот же автор вспоминает варган при описании развлечения богатого дитяти в рассказе "В водовороте"
  
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
-M-r Николя в это время перед тем только что позавтракал и был вследствие этого в весьма хорошем расположении духа. Занят он был довольно странным делом, которым, впрочем, Николя постоянно почти занимался, когда оставался один. Он держал необыкновенно далеко выпяченными свои огромные губы и на них, как на варгане, играл пальцем и издавал при этом какие-то дикие звуки ртом. Когда князь появился в его комнате, Николя мгновенно прекратил это занятие и одновременно испугался и удивился. ((Писемский))+M-r Николя в это время перед тем только что позавтракал и был вследствие этого в весьма хорошем расположении духа. Занят он был довольно странным делом, которым, впрочем, Николя постоянно почти занимался, когда оставался один. Он держал необыкновенно далеко выпяченными свои огромные губы и на них, как на варгане, играл пальцем и издавал при этом какие-то дикие звуки ртом. Когда князь появился в его комнате, Николя мгновенно прекратил это занятие и одновременно испугался и удивился. ((Писемский 1959-6))
 </WRAP> </WRAP>
  
-В качестве развлечения офицера-дворянина (а также для придания ему романтического ореола) использует варган В. Даль в повести "Цыганка". При этом важно заметить, что ему пришлось дополнительно извиниться перед благородными читателями, которые могут иметь предубеждение перед данным инструментом:+{{ :traditions:смоленск.jpg?300| Смоленск, XVI в.}}В качестве развлечения офицера-дворянина (а также для придания ему романтического ореола) использует варган В. Даль в повести "Цыганка". При этом важно заметить, что ему пришлось дополнительно извиниться перед благородными читателями, которые могут иметь предубеждение перед данным инструментом:
  
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
 Вошед в комнату свою, зажег я свечу, походил; в голове у меня бродила нескладица и всякий вздор; я досадовал, сам не зная на что и на кого, и взялся от скуки за валявшиеся на окне варганы, на которых не играл уже давно. Не знаю, слышал ли кто из читателей моих игру на двух, квартою или квинтою, взаимно настроенных варганах -- звуки тихие, однообразные, не согласные и довольно приятные. Известный Космели объездил весь мир, зарабатывая себе прогоны на варгане, об этом упоминаю не для того, чтобы состязаться с сим мастером своего дела, в сравнении с коим я то, что божья коровка, по величине своей, противу холмогорского откормленного быка, а только для того, чтобы дать инструменту моему почетное место в глазах тех из читателей моих, коим он, может быть, известен только как верный сопутник мальчишек-побродяг при игре в бабки или чушки.  Вошед в комнату свою, зажег я свечу, походил; в голове у меня бродила нескладица и всякий вздор; я досадовал, сам не зная на что и на кого, и взялся от скуки за валявшиеся на окне варганы, на которых не играл уже давно. Не знаю, слышал ли кто из читателей моих игру на двух, квартою или квинтою, взаимно настроенных варганах -- звуки тихие, однообразные, не согласные и довольно приятные. Известный Космели объездил весь мир, зарабатывая себе прогоны на варгане, об этом упоминаю не для того, чтобы состязаться с сим мастером своего дела, в сравнении с коим я то, что божья коровка, по величине своей, противу холмогорского откормленного быка, а только для того, чтобы дать инструменту моему почетное место в глазах тех из читателей моих, коим он, может быть, известен только как верный сопутник мальчишек-побродяг при игре в бабки или чушки. 
            
-Я наигрывал в раздумье тиролку, сидя у маленького столика и облокотившись на него в оба локтя. Вдруг тихо растворяется дверь моя, и заглядывает в полголовы смуглое румяное личико и два глаза, светлее дня, темнее ночи. Не трудно догадаться, что это была Касатка наша. Она с возрастающим изумлением глядела на меня и инструмент мой. Цыганы большею частью природные музыканты и охотники не только до шумной, варварской и бестолковой турецкой музыки, но и до нашей, ибо имеют слух и музыкальное ухо, а этим опять существенно отличаются от здешних земляков своих, молдаван. "Войди, не бось",-- сказал я и продолжал играть. Если бы я вскочил тотчас, обрадованный и удивленный приходом ее, то она, вероятно, тотчас убежала, но непритворное спокойствие мое рождало и в ней взаимное доверие, а детское любопытство привлекало полудикую. Она вошла, тихо притворила дверь, подходила ближе, ближе и, наконец, захохотав во все горло и ухватив меня руками за оба локтя, воскликнула: "Кум се поц! Как это возможно!" +Я наигрывал в раздумье тиролку, сидя у маленького столика и облокотившись на него в оба локтя. Вдруг тихо растворяется дверь моя, и заглядывает в полголовы смуглое румяное личико и два глаза, светлее дня, темнее ночи. Не трудно догадаться, что это была Касатка наша. Она с возрастающим изумлением глядела на меня и инструмент мой. Цыганы большею частью природные музыканты и охотники не только до шумной, варварской и бестолковой турецкой музыки, но и до нашей, ибо имеют слух и музыкальное ухо, а этим опять существенно отличаются от здешних земляков своих, молдаван. "Войди, не бось", - сказал я и продолжал играть. Если бы я вскочил тотчас, обрадованный и удивленный приходом ее, то она, вероятно, тотчас убежала, но непритворное спокойствие мое рождало и в ней взаимное доверие, а детское любопытство привлекало полудикую. Она вошла, тихо притворила дверь, подходила ближе, ближе и, наконец, захохотав во все горло и ухватив меня руками за оба локтя, воскликнула: "Кум се поц! Как это возможно!" 
                
-Такое простодушие в милой и приятной наружности девушке должно было сильно овладеть чувствами даже и самого холодного наблюдателя. Она умоляла меня продолжать, а между тем держала крепко руки мои, как будто боялась их свободы, так что я не мог поднести варганов ко рту. Я рассмеялся, высвободил, наконец, руки свои, поцеловал ее, условившись наперед в этой плате трубадуру, и продолжал играть. ((Даль))+Такое простодушие в милой и приятной наружности девушке должно было сильно овладеть чувствами даже и самого холодного наблюдателя. Она умоляла меня продолжать, а между тем держала крепко руки мои, как будто боялась их свободы, так что я не мог поднести варганов ко рту. Я рассмеялся, высвободил, наконец, руки свои, поцеловал ее, условившись наперед в этой плате трубадуру, и продолжал играть. ((Даль 1983))
 </WRAP> </WRAP>
    
Строка 81: Строка 80:
                            
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
-Для рассеянья пошел я прогуляться  по  городу.  Но  в  наших  заштатных городах мало развлечения для путешественника. Вот  что  видел  я,  бродя  из конца в конец, по мосткам: оборванные мальчишки,  голодные собаки, рогатый скот и домашние птицы дружно топтали грязь на средине улицы. Старухи, поджав руки,  стояли  у  ворот  бревенчатых  домов и оговаривали соседок или перебранивались между  собою.  Взрослые  мужчины  толпились  перед  питейным домом, где заседали старики, а юноши с балалайками и  варганами  расхаживали перед окнами, из которых выглядывали  иногда  миленькие  женские  личики.  В нескольких местах слышны  были  звуки  заунывных  песен,  и,  для  оживления картины, в двух местах смиренные граждане тягались за волосы, в кругу добрых соседей и приятелей, а нескольких почтенных и чадолюбивых  отцов  семейства, упитанных благословенными дарами откупщиков,  вели  под  руки  дюжие  парни, распевая плясовые песни. Это был праздничный вечер. ((Булгарин))+Для рассеянья пошел я прогуляться  по  городу.  Но  в  наших  заштатных городах мало развлечения для путешественника. Вот  что  видел  я,  бродя  из конца в конец, по мосткам: оборванные мальчишки,  голодные собаки, рогатый скот и домашние птицы дружно топтали грязь на средине улицы. Старухи, поджав руки,  стояли  у  ворот  бревенчатых  домов и оговаривали соседок или перебранивались между  собою.  Взрослые  мужчины  толпились  перед  питейным домом, где заседали старики, а юноши с балалайками и  варганами  расхаживали перед окнами, из которых выглядывали  иногда  миленькие  женские  личики.  В нескольких местах слышны  были  звуки  заунывных  песен,  и,  для  оживления картины, в двух местах смиренные граждане тягались за волосы, в кругу добрых соседей и приятелей, а нескольких почтенных и чадолюбивых  отцов  семейства, упитанных благословенными дарами откупщиков,  вели  под  руки  дюжие  парни, распевая плясовые песни. Это был праздничный вечер. ((Булгарин 1990))
 </WRAP> </WRAP>
  
 М. Загоскин в рассказе "Искуситель" (1838 г.) описывает ярмарку в уездном городе: М. Загоскин в рассказе "Искуситель" (1838 г.) описывает ярмарку в уездном городе:
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
-Тут простой народ кишел как в муравейнике: невнятный говор, гам и радостные восклицания сливались с громкими возгласами продавцов и покупателей, которые с ужасным криком торговались меж собою: то били по рукам, то спорили, покупщики корили товар, продавцы отвечали им бранью. В одном месте, собравшись в кружок, пировали и веселились крестьяне, сбывшие выгодно свой товар; в другом — посадские разряженные девушки лакомились орехами, покупали пряники и пели песни; тут оборванный мальчишка дул изо всей силы в хвост глиняной уточке и налаживал плясовую; там мещанский сынок испытывал свое искусство на варгане; в другом углу четверо видных детин играли на дудках, а пятый, закрыв левою рукою ухо и потряхивая своей кудрявой головою, заливался в удалой песне. Вся атмосфера была напитана испарениями свежего сена, полевых цветов, огородных душистых трав и овощей, все было кругом жизнь, движение и праздник. ((Загосскин))+Тут простой народ кишел как в муравейнике: невнятный говор, гам и радостные восклицания сливались с громкими возгласами продавцов и покупателей, которые с ужасным криком торговались меж собою: то били по рукам, то спорили, покупщики корили товар, продавцы отвечали им бранью. В одном месте, собравшись в кружок, пировали и веселились крестьяне, сбывшие выгодно свой товар; в другом — посадские разряженные девушки лакомились орехами, покупали пряники и пели песни; тут оборванный мальчишка дул изо всей силы в хвост глиняной уточке и налаживал плясовую; там мещанский сынок испытывал свое искусство на варгане; в другом углу четверо видных детин играли на дудках, а пятый, закрыв левою рукою ухо и потряхивая своей кудрявой головою, заливался в удалой песне. Вся атмосфера была напитана испарениями свежего сена, полевых цветов, огородных душистых трав и овощей, все было кругом жизнь, движение и праздник. ((Загосскин 1989))
 </WRAP> </WRAP>
  
-Но в конце XIX века варган начинает уходить из употребления, как и многие другие русские музыкальные инструменты. Причин этому было, вероятно, много, в том числе и социальных, но музыковеды обычно связывают исчезновение инструментов с распространением гармоники. Последнее упоминание о варганном исполнителе в Новгородской области оставил Николай Привалов ((Привалов 1903: 447)). Он ссылается на свидетельство Александра Водовозова, гусляра из Тихвина, с которым познакомился в Санкт-Петербурге в 13 апреля 1897 г. ((Акулович, Брунцев 2015: 119)) и который сам наблюдал игру варганиста. +{{ :traditions:саратов.jpg?300| Саратовская обл., период и контекст неизвестен}}Но в конце XIX века варган начинает уходить из употребления, как и многие другие русские музыкальные инструменты. Причин этому было, вероятно, много, в том числе и социальных, но музыковеды обычно связывают исчезновение инструментов с распространением гармоники. Последнее упоминание о варганном исполнителе в Новгородской области оставил Николай Привалов ((Привалов 1903: 447)). Он ссылается на свидетельство Александра Водовозова, гусляра из Тихвина, с которым познакомился в Санкт-Петербурге в 13 апреля 1897 г. ((Акулович, Брунцев 2015: 119)) и который сам наблюдал игру варганиста. 
  
 ===== Фольклорные материалы ===== ===== Фольклорные материалы =====
 +В одной из версий "Баллады о князе Михайле" князю сообщают, что княжна не выходит, потому что спит, так как всю ночь проплясала с варганом (на самом деле она убита свекровью) ((Соколовы 1915: 310)).
  
 +Известная поговорка: "На словах, как на варганах". ((Галайская 1973: 334))
  
 ===== Дополнительные материалы ===== ===== Дополнительные материалы =====
Строка 103: Строка 104:
 Лекция о русском варгане и его реконструкции 2018 г. Ирина Богатырёва и Владимир Марков из дуэта Ольхонские ворота. Лекция о русском варгане и его реконструкции 2018 г. Ирина Богатырёва и Владимир Марков из дуэта Ольхонские ворота.
 {{youtube>lAmk2LiuwYc?medium}} {{youtube>lAmk2LiuwYc?medium}}
 +
 +О русском варгане и русской музыке на варгане см.: В. Марков, И. Богатырёва. [[http://www.i-bog.ru/node/583| Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте]]. М., 2019. - с. 135-176. 
 +
 +Изображения многих археологических русских варганов см.: Марков В. [[http://varganist.ru/2.html|Русский варган]]. 
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
 +  * //Акулович, Брунцев 2015// - Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX – начале XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский / Труды Санкт-Петербуржского университета культуры», 2015, № 207. С. 114-151. 
 +  * //Богатырёва б.д.// - Богатырёва И. [[https://ibogatyreva.livejournal.com/12941.html|Миф первый: варган значит уста, или Поцелуй в варганы сахарные]]  
 +  * //Бескровный 2015// – Бескровный А. [[http://aksenty.ru/info/vargan|Об истории русского варгана: от тиверцев и Древней Руси к Ансамблю Покровского и нашему времени]]. 
 +  * //Булгарин 1990// - Булгарин Ф. В. [[http://az.lib.ru/b/bulgarin_f_w/text_0060.shtml|Иван Иванович Выжигин]] / Сочинения. Сост., автор вступительной статьи и примечаний Н. Н. Львова.  М.: Современник, 1990.
 +  * //Внутренний Липецк б.д.// - [[http://varganist.ru/310.html|Внутренний Липецк]]. Сборник полевых записей.
 +  * //Галайская 1973// - Галайская Р. "Варган у народов Советского Союза" /Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973 г.
 +  * //Даль 1983// - Даль В. И. [[http://az.lib.ru/d/dalx_w_i/text_0240.shtml|Цыганка]] / Повести и рассказы. Сост. Ю. М. Акутина и А. А. Ильина-Томича; Примеч. А. А. Ильина-Томича. М., 1983 г. 
 +  * //Даль 1999// - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М: Русский мир, 1999. 
 +  * //Деяния 1792// - Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России. Ч. 22. М., 1792 г. 
 +  * //Загосскин 1989// - Загосскин М.Н. [[http://az.lib.ru/z/zagoskin_m_n/text_0040.shtml|Искуситель]]. М.: Современник, 1989 г.
   * //Марков б.д. 1// - Марков В. [[http://varganist.ru/23.html|Реконструкция русского варгана XIV в.]].    * //Марков б.д. 1// - Марков В. [[http://varganist.ru/23.html|Реконструкция русского варгана XIV в.]]. 
   * //Марков б.д. 2// - Марков В. [[http://varganist.ru/2.html|Русский варган]].    * //Марков б.д. 2// - Марков В. [[http://varganist.ru/2.html|Русский варган]]. 
-  * //Внутренний Липецк б.д.// - [[http://varganist.ru/310.html|Внутренний Липецк]]Сборник полевых записей+  * //Каменский 2019// - Каменский А. [[https://www.academia.edu/38283354/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90.%D0%9D._%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%B8%D0%B7_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BA_%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5_Jews_harps_from_excavations_in_Novgorod_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%B8_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F._%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F._%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA_32._%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_2019._C._176-184|Варганы из раскопок в Новгороде [Jew's harps from excavations in Novgorod]]] / Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 32. Великий Новгород, 2019. C. 176-184. 
-  * Шадунц 2017 - Шадунц Е. [[https://pro-pereslavl.ru/blogs/author-shadunz/theme-obshchestvo/Kak_v_Pereslavle_Vargany_varganili|Как в Переславле варганы варганили]].  +  * //Одоевский 1837// - Одоевский В. Варган / Энциклопедический лексикон. Т.8. 1837 г. С. 284-285. 
- +  * //Писемский 1959-2// - Писемский А.Ф. [[http://az.lib.ru/p/pisemskij_a/text_0380.shtml|Старческий грех]] / Собрсочв 9 томах. Т. 2. М., 1959 г. 
 +  * //Писемский 1959-6// - Писемский А.Ф. [[http://az.lib.ru/p/pisemskij_a/text_0150.shtml|В водовороте]] / Собр. соч. в 9 томах. Т. 6. М., 1959 г. 
 +  * //Привалов 1903// - Привалов  Н. [[http://aksenty.ru/sources/pdf/russianvargan.pdf| Ударные музыкальные инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола)]] / Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1903, октябрь-ноябрь.  
 +  * //Соколовы 1915// - Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915 г. 
 +  * //СРЯ 1975// – Словарь русского языка XI-XVII вв. Под ред. Аванесова, Бархударова, Богатовой и др. Т. 2. Москва: «Наука», 1975 г.  
 +  * //Тучков 1906// – Тучков С. Записки Сергея Алексеевича Тучкова. СПб., 1906 г
 +  * //Шадунц 2017// - Шадунц Е. [[https://pro-pereslavl.ru/blogs/author-shadunz/theme-obshchestvo/Kak_v_Pereslavle_Vargany_varganili|Как в Переславле варганы варганили]].  
  
  
  
  
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Варган русских (generated for current page)