Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:tuva [2019/12/09 18:32] irinatraditions:tuva [2019/12/09 19:52] (текущий) – [Музыкальные примеры] irina
Строка 21: Строка 21:
 ===== Основная информация ===== ===== Основная информация =====
  
-У тувинцев хомус – один из основных музыкальных инструментов, он известен во многих видах, разработаны разнообразные стили игры на нём, и его использование не ограничивается какой-либо одной сферой ((Сузукей, Тадагава 2013: 34)). Самая архаичная форма - предварган ыяш-хомус ("деревянный варган") представляет собой веточку таволги или тальника, которую отламывали и играли, как на хомусе. Он не считался музыкальным инструментом, но детской игрушкой, и мог применяться в случае, когда исполнитель получал запрет играть на настоящем музыкальном инструменте ((Шейкин 2002: 119)).+У тувинцев хомус – один из основных музыкальных инструментов, он известен во многих видах, разработаны разнообразные стили игры на нём, и его использование не ограничивается какой-либо одной сферой ((Сузукей, Тадагава 2013: 34)). Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как комус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)).  
 + 
 +{{ :traditions:tuva_0018.jpg?300|Ыяш-хомус и чарты-хомус тувинцев.}}Самая архаичная форма - предварган ыяш-хомус ("деревянный варган") представляет собой веточку таволги или тальника, которую отламывали и играли, как на хомусе. Он не считался музыкальным инструментом, но детской игрушкой, и мог применяться в случае, когда исполнитель получал запрет играть на настоящем музыкальном инструменте ((Шейкин 2002: 119)).
  
 Также известно, что тувинские охотники играли на луке, что было своеобразным вариантом игры на хомусе: Также известно, что тувинские охотники играли на луке, что было своеобразным вариантом игры на хомусе:
Строка 43: Строка 45:
 На хомусе исполняются также традиционные песенные мелодии, он используется для сольного музицирования как мужчинами, так и женщинами. На хомусе исполняются также традиционные песенные мелодии, он используется для сольного музицирования как мужчинами, так и женщинами.
  
-Металлический варган у тувинцев применяется также в шаманских ритуалах. От тувинцев-тоджинцев записаны наиболее полные сведения об использовании варгана в шаманских практиках. Например, от шамана Чоргадая Манажаповича Бараана был записан рассказ о камлании с варганом. Он различал время камлания с бубном и с варганом: с бубном только с 6 часов вечера до 6 часов утра, потому что ночью «лучше видно», в то время как с хомусом можно камлать в любое время. Именно с исполнения на варгане начинался сеанс камлания, потому что, по словам шамана, звук демир-хомуса, как и звук медных колокольчиков, привязанных к посоху, «нравился духам», и они слетались, заслышав его [Инф. Н1].+{{ :traditions:6381.jpg?300|Шаман Чоргадай Манажапович Бараан}}Металлический варган у тувинцев применяется также в шаманских ритуалах. От тувинцев-тоджинцев записаны наиболее полные сведения об использовании варгана в шаманских практиках. Например, от шамана Чоргадая Манажаповича Бараана был записан рассказ о камлании с варганом. Он различал время камлания с бубном и с варганом: с бубном только с 6 часов вечера до 6 часов утра, потому что ночью «лучше видно», в то время как с хомусом можно камлать в любое время. Именно с исполнения на варгане начинался сеанс камлания, потому что, по словам шамана, звук демир-хомуса, как и звук медных колокольчиков, привязанных к посоху, «нравился духам», и они слетались, заслышав его [Инф. Н1].
  
 Описание камлания с варганом со слов шамана встречается также в книге «Мир кочевников центра Азии» С. Вайнштейна, который описывает свою встречу в 1983 г. с шаманкой Дежит Тожу, также тувинкой-тоджинкой: Описание камлания с варганом со слов шамана встречается также в книге «Мир кочевников центра Азии» С. Вайнштейна, который описывает свою встречу в 1983 г. с шаманкой Дежит Тожу, также тувинкой-тоджинкой:
Строка 79: Строка 81:
  
 ==== Музыкальные примеры ==== ==== Музыкальные примеры ====
 +{{ :traditions:6oxcmvecdh4.jpg?400|Татьяна Соржу}}
 +
 +{{jPlayerPlaylist>:sorju.mp3
 +}}
 +
 +
 +Татьяна Далайовна Соржу. Мелодии, которые играла моя мама. С одноимённого альбома ((Сузукей, Тадагава 2013)). 
 +
 +Татьяна Соржу родилась в 1949 г., эту мелодию переняла у своей мамы, которая хорошо играла на хомусе. Начала играть на хомусе в возрасте 13 лет. После окончания школы поступила в Музыкальное училище. Участница ансамблей "Чечек" и "Саянаар". Как одна из ведущих исполнительниц на хомусе участвовала в 4-м Международном варганном конгрессе в 2002 г. в Рауланде, Норвегия. 
 +
  
 ===== Фольклорные материалы ===== ===== Фольклорные материалы =====
Строка 92: Строка 104:
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
   * //Вайнштейн 1991// – Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991.    * //Вайнштейн 1991// – Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 
 +  * //Есипова 2013// – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35.
   * //Песни тайги 2017// - Оскюс-Оол, который пел песни тайги / Песни тайги. Тувинские народные сказки. М., "Фонд Марджани", 2017. с. 89-96.   * //Песни тайги 2017// - Оскюс-Оол, который пел песни тайги / Песни тайги. Тувинские народные сказки. М., "Фонд Марджани", 2017. с. 89-96.
   * //Сузукей, Тадагава 2013// – Сузукей В., Тадагава Л. Мелодии, которые играла моя мама: старая и современная хомусная (варганная) музыка Тывы, Центр Азии. Saitama: Opal Shuluu, 2013. С. 34-42.   * //Сузукей, Тадагава 2013// – Сузукей В., Тадагава Л. Мелодии, которые играла моя мама: старая и современная хомусная (варганная) музыка Тывы, Центр Азии. Saitama: Opal Shuluu, 2013. С. 34-42.
   * //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.    * //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. 
 +
 +Полевые материалы:
 +  * Инф. Н1 -  Чоргодай Монжапович Бараан (1920 г.р.), шаман, тувинец-тоджинец. Место записи: Республика Тыва, Тоджинский кожуун, с. Адыр-Кежик. Место хранения: Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, коллекция А0129.141. Публикация: [[https://www.culture.ru/objects/412/mifologicheskie-predstavleniya-obryadovaya-praktika-i-pesnopeniya-todzhinskogo-shamana-ch-m-baraana|Мифологические представления, обрядовая практика и песнопения тоджинского шамана Ч.М. Бараана.]] / Культура.рф. 
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Хомус тувинцев (generated for current page)