====== Комус алтайцев ======
**Национальное название**: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс, кобус, тая комус
**Регион**: Республика Алтай (алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты); Россия
**Материал**: металл
**Тип**: h
**Пол исполнителя**: b
===== Основная информация =====
{{ :traditions:алтайцы.jpg?300|Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск.}} Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как хомус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)).
На Алтае среди теленгитов известен вариант пред-варгана - тая комус ("ветка варган"), изготовленный из тонкой веточки инструмент, который делался окказионально и был вариантом детской игрушки ((Шейкин 2002: 119)).
Ю. Шейкин во время экспедиций 1984-1985 гг. фиксировал два вида комусов на Алтае: кой-комус ("овца-варган") и ат-комус ("конь-варган"). Ат-комус маленький (50-70 мм) и плоский, без кольца, с плоскими деками. По сути, он представлял из себя переходный вариант между идиоглотической и гетероглотической формой: ещё не имел дуги, но язычок уже был отдельной деталью инструмента. "Изготавливали их из столовой дюралевой вилки, у которой зубцы переделывали в корпус инструмента" ((Шейкин 2002: 129)). Другие варганы (ат-комус) делали из четырёхгранной дуги. Они были больше (от 75 мм), имели кольцо. Кой-комус по-другому способу игры определялся как тьяк-комус (челюстной варган). На нём играли, зажимая в зубах, без участия рук (см. [[#специфические_приёмы|Специфические приёмы]]). "Такой способ игры встречается очень редко, и его практикуют горно-алтайские женщины, сохранившие традиционные формы этнического поведения" ((Шейкин 2002: 129)). Он мог использоваться во время домашней работы (у очага, вделывание кожи и дойки коровы), когда реки у женщин были заняты ((Кончев 2004:13)). В свою очередь ат-комус назывался также топшур((род струнного музыкального инструмента на Алтае, схожий с домрой))-комус и применялся для традиционного способа игры на варгане. "Характерно, что применение варганов с дугой, как и эпическое пение //каем//((род горлового пения на Алтае)) в сопровождении щипковой лютни, является приоритетной чертой мужского музицирования у всех алтайцев" ((Шейкин 2002: 129)).
В наши дни способ игры на варгане без рук на Алтае вышел из обихода, и играют на этом инструменте мужчины.
Любопытно, что в те же годы, когда экспедиция Ю. Шейкина в последний раз фиксировала на Алтае наличие кой-комуса, в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР - это произошло в 1987 г((Кончев 2004: 8)). Так с Алтая началось возвращение варгана в широкую музыкальную среду в России вообще. Собственно, именно эти инструменты (производства братьев Поткиных) вывели варган из забвения в нашей стране.
В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, "типичных" варганов вообще.
==== Степень изученности ====
Отдельной работы, посвящённой алтайскому комусу, нет. Некоторые материалы встречаются в книге Ю. Шейкина (см. [[#источники|Источники]]).
==== Бытование в культуре ====
Существует представление, что игра на варгане могла применяться для успокоения скота или передачи информации проговариванием слов во время исполнения (см. [[#фольклорные_мотивы|Фольклорные мотивы]]).
==== Специфические приёмы ====
{{ :traditions:шебалино_без_рук_1927.jpg?300|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.}}На Алтае зафиксирована уникальная игра на варгане без использования второй руки, дёрганьем язычка инструмента языком исполнителя. Характерно, что играли так только женщины и применяли для этого варганы переходного типа (см. [[#основная_информация|Основную информацию]]).
Вот как об этом пишет известный алтайский музыковед А. В. Анохин:
В селе Чибит Улаганского района проживала Н.Т. Согонокова - знаток теленгитской культуры. Она, пожалуй, единственная на Алтае играла на полостном комусе, т.е. не кистью рук, а языком. Нина Трофимовна говорила с присущей ей теплотой : "Вот когда я беру свой полостной комус и играю во время дойки моей буренки, она, шельма, расслабится, уши развесит и даст мне целое ведро молока. Но когда я не играю ей свою музыку, то, не поверите, она дает лишь полведра того же молока" ((Анохин 2008)).
Также в качестве специфических приёмов В. Кончев упоминает "гортанные звуки, элементы горлового пения и речитативы" ((Кончев 2004: 13)).
==== Музыкальные примеры ====
{{jPlayerPlaylist>:komus_tune.mp3}}
АлтайКай. Наигрыш на алтайском комусе. Исп. Эркемен Эпишкин. Альбом "Там, где рождается Алтай", 2002 г.
===== Фольклорные мотивы=====
{{ :traditions:шебалино_1927_г.jpg?200|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.}}Игра на варгане фигурирует в нескольких типах фольклорных мотивов, которые реализуются либо в виде легенд, либо в виде фольклорных представлений.
Тип 1 - игра на комусе как тайный язык, который способен понять только тот, кто знает. К примеру, перед исполнением музыкальной сценки с проговариванием фраз через игру на комусе, музыканты на концерте могут рассказать легенду о том, что раньше жена, узнав о готовящемся нападении или злых мыслях гостей, могла рассказать об этом мужу с помощью варгана прямо в присутствии этих же гостей в аиле, и они не догадывались, что она не просто играет, но передаёт информацию. (Стиль игры с проговариванием слов является очень популярным сценическим стилем алтайской игры на комусе.)
Типа 2 - представление о том, что игра на комусе успокаивает животных. Это фиксировал Анохин в приведённой выше цитате. И мне на Алтае не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его ((Инф., ПМ ИБ)). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного ((Кондратьева б.д)). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей с варганом данный обряд сейчас не исполняется.
Тип 3 - распространённый мотив охотничьих легенд о том, что игра на комусе (как и других музыкальных инструментах) привлекает дичь, причём происходит такая охотничья удача, благодаря благоволению духов, хозяина гор, который любит слушать музыку:
{{ :traditions:шебалино_1929_г.jpg?300|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): мальчики, играющие на комузе, Шебалино, 1929 г.}}
Два товарища вместе в тайгу промышлять пошли. Один из них ясновидец ("коспакчи") был, другой ("комысчи")-играть на "комысе" умел.
Вечером, усевшись в охотничьем стане, они меж собой разговаривали. Потом музыкант ("комысчыл") играл, а ясновидец ("коспакчыл") смотрел. Когда музыкант играл, хозяин горы, придя, стал слушать. Потом сказал музыканту: „Одной пулей пять белок, пронизывая-нанизывая, стреляй!"
Утром они вышли промышлять. Когда музыкант одну пулю выпустил ("nip ок-ла атканда"), пять белок сразу-нанизывая-застрелил. К охотничьему шалашу вернулся.
У ясновидца почти совсем белок не было, у музыканта много было. Ясновидец огорчился. Музыкант сказал: „Я тебе половину (моей добычи) отдам. Люди, вместе на промысел ходящие, добытого зверя поровну делить должны!" Ясновидец, туда глядя, плакал, сюда смотря, смеялся.
Домой вернулись, жить стали. Сколько-то жили. Много, через голову переваливая ("пыжынан ажыра"), зверя добывали. Полные сумы денег наживали.
Они там живут, я назад вернулся ((Дыренкова 1949)).
===== Дополнительные материалы =====
Сборник композиций для игры на алтайскому комусе, а также некоторые характерные приёмы представлены в книге В. Кончева "Школа игры на алтайском комусе".
===== Источники =====
* //Анохин 2008// - Анохин А.В. "Легенды и мифы седого Алтая". Горно-Алтайск, 2008 г.
* //Дыренкова 1949// – Дыренкова Н.П. [[http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/Dyrenkova,1949,N05,S.118.htm|Охотничьи легенды кумандинцев]] / Сборник музея антропологии и этнографии. XI. М.-Л., 1949. № 5, с.118
* //Есипова 2013// – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35.
* //Кончев 2004// - Кончев В. Школа игры на алтайской комусе. Горно-Алтайск, 2004.
* //Кондратьева б.д.// - Кондратьева Н.М. [[https://www.culture.ru/objects/469/skotovodcheskie-zagovory-telengitov|Скотоводческие заговоры теленгитов]].
* //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.
Полевые материалы автора:
* Инф.2 – М.К., мужчина, 1973 г.р., место рождения: с. Джазатор Республика Горный Алтай, место записи: плато Укок Республика Горный Алтай.