====== Кубыз башкиров ======
**Национальное название**: агас-кубыз (деревянный), тимер-кубыз (металлический)
**Тип**: b
**Регион**: Башкортостан, Россия
**Материал**: металл, дерево
**Пол исполнителя**: раньше преимущественно f, теперь m
{{ :traditions:кубызы.jpg?200|Башкирские кубызы разных мастеров}}===== Основная информация =====
В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент - курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной "грушей") и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов.
Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля.
==== Степень изученности ====
Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова.
==== Бытование в культуре ====
{{ :traditions:гарипова.jpg?300|М. Галимова играет на агас-кубызе}} В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве ((Рахимов 2004: 11-13)). Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор.
==== Стилистика исполнения, названия жанров ====
В Башкирии на кубызе исполняются танцевальные и песенные мелодии, известные также на других музыкальных инструментах.
==== Специфические приёмы ====
Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.
Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе:
- Однопальцевая игра - движение указательного пальца "к себе" (основной приём народных кубызистов);
- Многопальцевая игра - попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу "к себе";
- Вибрационная игра - быстрая игра указательным пальцем попеременно "к себе" и "от себя". ((Загретдинов 1991: 69-70))
==== Музыкальные примеры ====
{{jPlayerPlaylist>:Galimova_kyi.mp3
:galimova_old_tune.mp3
:davletbaev_7girls.mp3
:davletbaev_apipa.mp3}}
- track3 Галимова. Кюй.
- track4 Галимова. Старинный танец
- track19 Давлетбаев. 7 девушек
- track20 Давлетбаев. Апипа
Топни (спляши), дочка Апипы,\\
Ты не топнешь, топну я,\\
То место где ты топнула,\\
Я найду и тоже топну.
===== Археология/история =====
Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <...> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов. ((Загретдинов 1991: 67))
===== Фольклорные мотивы =====
Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи.
{{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.
Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.
Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.
Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки. ((Башкирские предания и легенды, 1985: 41))
===== Дополнительные материалы =====
{{youtube>Jxp4Eeg7fmw?medium}}
{{youtube>ZqPZhG6qBXw?medium}}
===== Источники =====
* //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
* //Загретдинов 1991// - Загретдинов Р. История башкирского кубыза. /Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г. Якутск, 1991.
* //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]]
* Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87.