====== Куэкуэ племени наси ======
**Национальное название**: куэкуэ (guegueq)
**Тип**: i, 1-3 язычка
**Регион**: Лицзян, Юннань, Сычуань; Китай
===== Основная информация =====
Пластинчатый варган, состоящий из нескольких лепестков, известен в южных регионах Китая. Преимущественно на этом инструменте играют женщины.
==== Степень изученности ====
К сожалению, на данный момент о бытовании варгана в культуре племени наси ничего не известно. Единственным источником является книга русского эмигранта П. Гуляра (см. [[#источники|Источники]]), данные относятся к началу и середине XX в. .
==== Бытование в культуре ====
По сообщению П. Гуляра варган применяется шаманами в обряде **харлалу** - переходе души в рай в момент описания первого самоубийства (см. [[#легенды|Легенды]]).
Кроме того, есть косвенные сведения, что варган используется во время ухаживания молодыми людьми.
==== Стилистика исполнения ====
Проговаривание стихов через инструмент.
===== Легенды =====
//"Обычай двойного самоубийства, по преданиям, возник столетия назад благодаря насийской девушке по имени Камегамики, которая сочла, что ее роман с неким красивым юношей не оставляет ей иного выхода. Ее собирались выдать замуж за богатого, но непривлекательного мужчину, и перспектива эта показалась ей невыносимой. В соответствии с бытовавшим тогда этикетом она, вместо того чтобы напрямую говорить молодому человеку о самоубийстве, передала свои намерения с помощью стихов, положенных на музыку варгана, который является одним из народных инструментов наси и широко используется в романтическом флирте. Сопровождая звуками варгана слова, произносимые шепотом, она устроила длинное жалобное представление, пустив в ход все свои чары и силы, чтобы убедить возлюбленного в безнадежности положения, единственным выходом из которого ей виделась смерть. Он совсем не стремился уйти вслед за ней в могилу и встретил ее план множеством возражений, высказав их в приличествующих случаю стихах, опять же под аккомпанемент варгана. Однако властная девушка стояла на своем, и ее настойчивые уговоры грозили довести юношу до помрачения рассудка. Наконец юноша сдался и пообещал покончить с собой вместе с ней, но при условии, что она оплатит все нужные приготовления сама. Юноша нуждался в хорошем платье и других предметах одежды, необходимых для полного туалета, а также непременно хотел выставить богатое угощение и вино. Возможно, подумал он, девушке не удастся собрать столько денег. Однако, к его немалому огорчению, она без труда выложила нужную сумму — по всей видимости, недостатка в деньгах она не испытывала. Молодой человек попал в ловушку. Они отправились в уединенное место в горах, где наслаждались обществом друг друга, покуда у них не кончилась провизия, и затем, по преданию, приняли яд. Эта легенда и стихи записаны в древнем манускрипте под названием «Книга Камегамики». Первая страница украшена иллюстрацией, на которой изображена дама в винно-красной блузе и синей юбке оттенка петунии. Даже в нарисованном виде взгляд ее больших, темных, блестящих глаз до сих пор поражает своей глубиной и будто бы скрывает в себе какое-то манящее обещание. С тех самых пор история Камегамики вдохновляла все новых и новых самоубийц. Ее рассказывают в качестве пролога шаманы-томба, когда выполняют обряд харлалу, обязательно используя варган, как и предписывает история, в той части, где юноша и девушка заключают договор о двойном самоубийстве". (П. Гуляр. "Забытое королевство".)//
===== Источники =====
* Гуляр 2012 - Пётр Гуляр. [[http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1024219/13/Gulyar_-_Zabytoe_korolevstvo.html|Забытое королевство]]. М., 2012 г. Гл. XII