Национальное название: дрымба
Тип: h
Регион: Украина, Карпаты
Материал: металл, редко - дерево
Пол исполнителя: m, редко f
Музыкальная культура карпатских народов - гуцулов и бойков - очень яркая и богатая, и дрымба занимает там традиционно почётное место наряду с другим инструментом, являющимся символом Карпат - большой трубой трембитой. Однако в отличие от громкой трембиты, на которой играют на улице и её звук хорошо слышен в горах на дальние расстояния, небольшая дрымба является инструментом в первую очередь сольного музицирования дома, а также на ней играли в ансамблях.
В наше время на дрымбе играют преимущественно мужчины, но гуцульский исполнитель и изготовитель дрымб Михайло Нечай рассказывал, что во времена его молодости это был преимущественно женский музыкальный инструмент, однако мужчины тоже умели играть. Так он сам обучился играть на дрымбе от родственников. Когда родители уезжали из дома и подростки оставались одни, они могли совместно играть на дрымбе.
Гуцулы также изготавливают дрымбы с двойным язычком, известны также дрымбы, соединённые деками (см. фото), называемые двойней. На Карпатах распространён стиль игры на двух дрымбах одновременно, при этом музыкант держит инструменты в обеих руках, направляя их язычками друг к другу, и играет по очереди. Соединённые деками инструменты применялись для такой же техники игры.
Регулярные экспедиции в регион проводит варганист, мастер варганов и исследователь Александр Дерновой. Также в 2010 г. была проведена экспедици французских музоэтнографов (см. Источники).
Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.
Музыкальная традиция
На дрымбе на Карпатах исполняется традиционная музыка, в том числе под танцы, как, например, мужской круговой танец Аркан, песни, припевки (Коломийка). Также часто можно услышать звучание дрымбы с другими музыкальными инструментами. Исторически дрымбари играли на свадьбах и очень ценились. Дрымбы использовались бродячими музыкантами.
Сакральная культура
Дрымба использовалась в нетрадиционной медицине для лечения и снятия сглазов. Известный мольфар (колдун) Михайло Нечай играл на дрымбах и изготавливал их.
Случай применения варганной музыки в целительских целях произошёл на Карпатах в селе Космач примерно в 1960-х годах:
Там ножи [обычно] используют, но вот конкретно [в том случае] использовали дрымбу для того, чтобы воду специально зарядить, потом давали выпить… Ну, типа как нашёптывать… Ну, типа, заклинание определённое. Была история, как кого-то там сглазили или чё-то там, ну, плохое сделали. <…> С ним это было, это один мастер [музыкальных инструментов]… Вот он рассказывал, как его водили… к этой – бабушке. И всё получилось, он выздоровел. [А что бабушка делала?] Она играла над водой. А потом дала, по-моему, выпить, или полила, не, не помню как… [А она знала, что он делает варганы?] Он не делал [ещё] варганы, он был ребёнком… Там какая-то соседка… фасоль заговорила, высыпала, она проросла <…> И ему сразу стало плохо, говорил, что там… куча проблем появилась, и вот кто-то его лечил от этого…
Традиционные гуцульские дрымбы небольшого размера и обладают короткой амплитудой звучания, поэтому в гуцульской музыке распространено стоккато, торможение язычка губами, проигрывание ряда нот в быстром темпе.
Бойковские инструменты более разнообразны, но игра на стоккато тоже распространена.
В целом в карпатской традиции принято сопровождать исполнение пением и игрой на других музыкальных инструментах: цимбалы, мандолине и т.д.
Братья Иван и Василий Билынские (бойки)
Михаил Нечай (гуцулы)
Ранние нахоходки варгана в Львовской области датируются 15 веком. 1)
По легенде мастер Иван Ванжурак для изготовления язычков своих дрымб, очень маленьких и тонких, использовал пружины от австрийских будильников, которые контрабандой поступали из-за границы.
Мифологическое представление о гуцульской дрымбе, записанное в конце XIX в. (опубликована в Этнографическом сборнике 1898 г.). 2)
«Дрымба или дримля - это такой музыкальный инструмент. На дрымбе играть грех, так как на ней играли евреи, когда Христа вели распинать».
Цвичок молча наклепает-наклепает дрымб - и подаётся с наполненной сумкой куда глаза глядят на неделю. И тогда от Сторонца до Вижницы, из Вижницы до Углов и Верховины в салонах автобусов дрожит в его губах дрымба, как девка перед грехом, и добывает из себя то смешные, то жалостливые мелодии - так, что как-то проехала одна ростоцкая женщина с баулами и ведрами черешен до Яблоницы, пропустив свои Ростоки, потому что заслушалась Цвичковой игры.
И шли дни продажи как ни странно, от весны до осени и все возвращался Иван на Дарусин двор, и брался сначала за топор: забор поправить, калитку подладить, дров наколоть - а там уже снова клепал свои дрымбы.
Но, было, клепает-клепает и сядет прямо посреди двора и дрымбу в губы. И уже нет никакой работы ни на этом, ни на соседском, Марии дворе, ибо сидят две женщины по обе стороны забора - и каждая думает свое, если ещё может думать, а Цвичок извлекает из тела дрымбы такое сожаление, что сердце лопнуло бы, даже если было бы каменное.
… Сердце сердцем, но когда Иванова дрымба подавала голос, у Даруси никогда не болела голова.
Она тогда обходила кругом огорода, или слушала простую душещипательную мелодию, склонив голову себе до колен, или сидела с Марией у стены на лавке - и железные обручи спадали с нее, как листья с дерева, и делалось ей как-то легко-легко - просто не хотелось утром открывать глаз, а так бы лежать - в постели или на солнцепеке - и радоваться, что боль исчезла, словно и не было его никогда.
И может, только одна Мария и знала, что у Даруси не болит голова, и в воду она не бежит, и в землю не закапывается, и на грушу не лезет, как только Иван берется за дрымбу. Вот Мария и готова была ежедневно носить соседям черепки с борщом или толчеными фасолями, горстку кулешки, или кусок сала, чтобы только Иван не был голоден, чтобы он был силен играть на дрымбе. Потому что светились Цвичковы ребра сквозь рубашку - и не понять, толи фамилия его такая была худая, толи неприкаянная жизнь так высушила мужика.
И Иван частенько заворачивал Мариины подарки, показывая на горшок сваренной картошки или чугун кулеши, еще и говорил вдогонку: - Вы думаете, что вы хозяйка, так я и не спорю, но и у меня руки растут не из жопы, Мария.
Поэтому, когда был в деревне, Иван почти ежедневно садился с дрымбой на пороге, Даруся - возле него. И так шел их день к вечеру.
(Из романа Марии Матиос «Сладкая Даруся».)
Гуцульский мастер Михаил Нечай рассказывает об дрымбе и играет на инструментах своего изготовления.
Бойковский мастер Василь Дмитриев играет на дрымбе своего изготовления.
Бойковский мастер Миколай Кiтраль играет на дрымбе своего изготовления (г. Долина, 2018 г.).
Бойковский мастер Василий Дзвийнчук рассказывает об игре и играет на дрымбе своего изготовления.
Дрымбы гуцулов и бойков. Презентация Александра Дернового №1
Дрымбы гуцулов и бойков. Презентация Александра Дернового №2
Документальный фильм о карпатской дрымбе