Содержание

Тумран хантов и манси

Национальное называние: тумран, томра; тамрэ (манси)

Регион: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия

Материал: кость, дерево

Пол исполнителя: f

Тип: i

Основная информация

Тумран. Фото из Алексеенко 1988 Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное «царапаться», «скрестись» 1) либо от тюркского домра 2). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, «дребезжать»).

Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.

В наши дни известен один мастер, изготавливающий тумран, - Яков Тарлин.

Степень изученности

Первым варган у хантов описал финский этнограф У. Сирелиус, побывавший у них в начале XX в. Он упоминает его под названием tomraa. Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.

Бытование в культуре

Инструмент сольного музицирования, игра «для себя». Возможно, игра на варгане входила в этикетную часть свадьбы: музицирование было гаданием о судьбе, а «скрытное» интонирование (проговаривание слов через варган) было частью женского обычая «избегания» мужчин. Бытовой, повседневный инструмент женщин и детей.

Специфические приёмы

Некоторые исследователи 3) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой «лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении» 4).

Музыкальные примеры

Мария Юдина

Археология/история

Археологическая коллекция варганов из Севеврного Приуралье, датируемая XI-XV вв., относится к месту распространения южных манси. Варганы изготовлены из металла.

Дополнительные материалы

Коллекция тумранов Белоярского района ХМАО

О тумране рассказывает мастер Яков Тарлин

Изготовлении хантыйского тумрана демонстрирует мастер Яков Тарлин, см. с 1:22

Источники

1)
Алексеенко 1988: 13
2)
Щейкин 2002: 125
3)
напр., Чернецов 1987: 35
4)
Шейкин, 2002: 127