Содержание

Муннхарпа норвежцев

Национальное название: munnharpe

Регион: Сетесдал, Халлингдал, Телемарк, Валдрес, Гудбраннсдален; Норвегия

Материал: металл

Тип: h

Пол исполнителя: m

 Муннхарпа 1870 г.

Основная информация

Варган - старейший народный музыкальный инструмент, имеющий твёрдую традицию в южных регионах Норвегии. Хорошо задокументированные сведения об игре и изготовлении есть в Сетесдале (традиционная область в фюльке Эуст-Агдер). Неизвестно, как глубоко уходят в прошлое корни варганной игры в Норвегии, но если судить по археологическим данным, то не менее, чем на шесть-восемь сотен лет. Задокументированная же непрерывная традиция (известны имена исполнителей и изготовителей инструмента) относится к началу XIX в. Сам факт, что варган в южных регионах Норвегии не только сохранился, но и выдержал конкуренцию с другими музыкальными инструментами, говорит о его значимости для данной культуры, об укоренённости традиции. Благодаря этому, до наших дней дошёл очень богатый репертуар норвежской варганной музыки.

Степень изученности

Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре, сложно найти данные о мелодиях XIX в. и ранее. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, вероятно, этому способствовал низкий статус инструмента по сравнению с другими 1). Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников, указывая область бытования инструмента, и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке.

Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) 2). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг.

Бытование в культуре

Asbjørn T. BrokkeМелодическая игра, аккомпанемент на танцах. Как и в наши дни, так и в исторической перспективе (судя по источникам) инструмент широко используется в основном в танцевальной музыке (есть упоминания о так называемых «танцах в носках», то есть в помещении). Также существует отдельный жанр «для слушанья». Также большая часть народного скрипичного репертуара заимствована из вокальных произведений и варгана. Аналогично и наоборот: на варгане исполнялись скрипичные и вокальные мелодии, на основе которых сформировался отдельный жанр варганной музыки. Существует версия, что в то время, когда на скрипку в Норвегии были религиозные гонения, скрипичные мелодии перешли на муннхарпу и таким образом сохранились до наших дней.

Стилистика исполнения, названия жанров

Так как на варгане в Норвегии исполняются в первую очередь народные танцы, то можно выделить соответствующие жанры:

К более поздним жанрам, получившим популярность в XX веке, можно отнести рудль, райнлендер, польку, мазурку и вальс, которые тоже иногда успешно перекладывались на варган.

Кроме того, существует специфический жанр для слушанья, пришедший из вокальной традиции - стевы (stev). Это более поздний жанр голосовых мелодических импровизаций, распространённый в Сетесдале. Ритмически они более свободные, поэтому когда исполняются на варгане (а также других инструментах), что весьма непросто, подобрать соответствие музыке и песенному тексту становится совсем сложно. Таким образом, мелодия остаётся без песенного сопровождения. 3)

Специфические приёмы

За длительную историю существования варгана в Норвегии там выработался совершенно особый, характерный только для данного региона способ передачи музыкального материала, выраженный в особом варганном звуке. Его отличительной особенностью является в первую очередь чередование открытых и закрытых обертонов, что позволяет музыкантам получать точные обертоны и передавать мелодию так же, как она могла бы быть сыгранной на не обертоновом инструменте.

Также одним из ярких приёмов игры на варгане в Норвегии является стаккато, вероятно, почерпнутое из скрипичного исполнительства, - последовательность быстрых коротких звуков (или одиночные ноты), которые получаются стопорением язычка уголком губ. Кроме того, распространённым приёмом является лига - соединение двух или нескольких нот без применения дыхания.

Наконец, одним из важнейших приёмов норвежской варганной музыки - и конечно, самым заметным для слушателей - является передача ритма мелодии топотом ног. В некоторых регионах, таких как Сетесдал, топают двумя ногами с небольшой задержкой, на сильную и на слабую долю или оффбит, что позволяет передавать ритм. В других регионах могут топать одной ногой на сильную долю. Этот приём делает исполнение выразительным, динамичным и позволяет танцующим хорошо слышать ритмику мелодии.

Музыкальные примеры



Муннхарпа, Телемарк

Археология/история

По данным исследователя варганной археологии в Европе Йермунда Колтвейта, на данный момент известно 23 варгана, найденных на территории Новрегии. Самые ранние находки варгана в Норвегии датируются XIII-XIV вв., Телемарк 4). В основном варганы найдены на территории крупных городов: Осло, Берген и Тронхайм, однако есть случайные находки и в других районах, например, два варгана была найдены в местечке Лом. 5)

Другие находки:

Фольклорные мотивы

В норвежском фольклоре встречаются следующие фольклорные сюжеты с упоминанием варгана:

  1. Охотник, рыбак или пастух играют вечером перед огнём, слышат, как будто кто-то рядом танцует, останавливается, слышит голос: ты играешь хорошо, продолжай, он продолжает. На следующий день получает большую удачу в своём деле;
  2. использование железа для защиты/околдовывания потусторонних существ: юноша играет для хюльдр, выбирает себе одну, бросает через её голову варган, берёт её в жёны;
  3. остановившись в пустом доме, путник слышит игру на варгане потусторонних существ;
  4. путник играет на варгане в пустом доме, на него нападает призрак, на утро по дороге в город встречает женщину, которая предупреждает его, чтобы не ходил в тот дом, т.к. он проклят.

Кроме этого, в Норвегии очень развит фольклор, связанный с конкретными варганными мелодиями. К примеру, очень популярной является легенда о мелодии Fangjen (узник), распространённой в регионе Гудбрандсдалене. Легенда рассказывает о девушке, которая работала на летней ферме Мюсубюттен в Скьёке. У неё было два ухажёра, и она предпочла одного из них. Охваченный разочарованием и ревностью, отвергнутый ухажёр по имени Кристен Форберг убил своего соперника и утопил тело в озере Рёйкьесколь, где оно и было впоследствии найдено. В день похорон Кристен спрятался в пещере и наблюдал оттуда, как мимо проходит похоронная процессия. Он был известен как отличный варганист, и мелодия “Fangen”, по слухам, сочинённая им, сейчас является наиболее известной варганной мелодией в регионе. По легенде он заиграл её, когда под пещерой проходила похоронная процессия, и из гроба закапала кровь, так и был найден убийца. Кристен был арестован и заключён в тюрьму вплоть до своей казни в 1736 году. Неизвестно, насколько исторически аккуратна эта легенда. Историк Ивар Клейвен (1854 – 1934) устроил подробное расследование и упоминал об этом в своей книге «Лом и Скьёк».

Особого внимания заслуживает норвежская легенда о мелодии Rammeslått , которая распространена в регионе Сетесдал и, как считается, обладает гипнотической силой. Легенду рассказывают музыканты во время концертов, а также в качестве предостережений при исполнении этой мелодии (иногда иронично). Впервые она упоминается в саге о Боси и Херраулде (XIII век) в следующем контексте: на свадебном пире конунга было замышлено похищение невесты, для чего пригласили знаменитого музыканта, чтобы он играл и отвлекал внимание гостей. Он перебирал мелодии и, наконец, дошёл до Rammeslått, которая заставила всех танцевать и ввела в состояние неистовства, так что украсть невесту уже не составило труда (её крадут в футляре для арфы):

Сигурд убрал струну, что лежала поперёк остальных, и попросил конунга приготовиться к «Сильной мелодии». Конунг тотчас вскочил, как и жених и невеста, и теперь никто не танцевал резвее, чем они, и так продолжалось долгое время. Тут Смид взял невесту за руку и заплясал лучше всех. Он хватал со стола посуду и бросал на постель, как только получал возможность сделать это. 6)

Как видно, ранний литературный вариант легенды говорит о состоянии не музыканта, но слушателей. Однако далее, в фольклорном варианте он становится в центре события:

«Согласно старому поверью, народ Фаремо не мог остановиться, когда начинал играть какую-либо из этих мелодий (Rammeslått, Nordafjelle). Нужно было отобрать у них скрипки [чтобы они прекратили играть] » 7)

Сейчас мелодия исполняется на двух инструментах – варгане и норвежской скрипке хардангерфеле. Название стало нарицательным для обозначения состояния транса, в который впадает исполнитель. Вот как рассказывает об этом норвежский варганист Swain Westad 8):

Иногда это происходит, когда ты находишься в особом состоянии. Ритм очень захватывает, сетесдальский ритм очень захватывающий. И старые исполнители говорят, если ты играешь поздно вечером, возле огня, и атмосфера очень нежная, и ты играешь мелодию с очень простым ритмом, который продолжается, и продолжается, повторяясь, и потом… это известная штука, что… ты становишься заворожен собственной игрой, и замкнут в ней, и не можешь остановиться. Это называется… Rammeslått. Когда ты впадаешь в Rammeslått, ты как будто загипнотизирован собственной игрой… и ритмом, этим качанием, и атмосферой и т.д. .

Иногда это состояние трактуется как одержимость и контакт с потусторонними силами. Считается, что если исполнитель впал в такое состояние, он не владеет собой, поэтому единственный способ его вывести из него, это отобрать скрипку или перерезать струны (или отобрать варган). Музыкант при этом мог начать кричать, «потому что его объял дьявол».

Дополнительные материалы


См. также плейлист «Норвежская муннхарпа» на канале jewsharper - уникальные материалы по норвежскому варгану, традиции, разбор разных мелодий, собранных Владимиром Марковым за многие годы.

Об особенности норвежской варганной музыки и разучивании мелодий см.: Марков В., Богатырёва И. Норвежская музыка / Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте. М., 2019. - с. 102-116

О традиционном способе игре на норвежской муннхарпе по-английски см.: Egeland Å. The jew's harp in Norway, traditional playing style and techniqie / Fille-Vern, Oslo, 2006. - pp. 62-70

Источники

1)
Brokke 2011: 14
2)
Fille-Vern 2006: 71
3)
Fille-Vern 2006: 86
4)
Kolltveit 2006: 139
5)
Kolltveit 2006: 7
6)
Сага б.д.
7)
Bjørgum, Bjørgum 1992: 20
8)
Westad б.д.