Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
vargan [2019/11/26 18:07] – irina | vargan [2020/04/10 15:05] (текущий) – irina |
---|
====== Что такое варган ====== | ====== Что такое варган ====== |
Выдержки из магистерской работы И. Богатырёвой "Прагматика и функциональность варгана в современной субкультурной среде" (РГГУ, Центр типологии и семионики фольлора, Москва, 2018 г.). | Варган - это музыкальный инструмент, представляющий собой раму плоской или гнутой формы с язычком. Звук возникает при колебании языка во рту исполнителя. Играют на варгане, прижимая инструмент к зубам левой рукой и ударяя по язычку пальцем правой руки. Тон инструмента изменяется при помощи положения мышц горла. Варган обладает обертоновым (натуральным) звукорядом, который выстраивается от базового тона. В зависимости от региональной традиции возможно множество различных приёмов и стилей игры на этом музыкальном инструменте, такие как ритмический, звукоподражательный и мелодический. |
| |
| Подробнее о возникловении обертонов варгана см.: В. Марков. [[http://varganist.ru/44.html|Рождение обертонов варгана, или Негармоничный инструмент, творящий гармонию.]] |
| |
====== К вопросу истории и археологии варгана ====== | ====== К вопросу истории и археологии варгана ====== |
<...> | <...> |
| |
Примечателен тот факт, что информанты часто не различают легенды и бытующие практики, особенно когда речь идёт о нарративах, в которых отсутствует фантастический элемент. Так, к примеру, на Алтае мне не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его ((Инф.)). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного ((Кондратьева б.д)). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей обряд с варганом сейчас не исполняется. | Примечателен тот факт, что информанты часто не различают легенды и бытующие практики, особенно когда речь идёт о нарративах, в которых отсутствует фантастический элемент. Так, к примеру, на Алтае мне не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его ((Инф.2)). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного ((Кондратьева б.д)). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей обряд с варганом сейчас не исполняется. |
| |
====== Варган и шаманизм ====== | ====== Варган и шаманизм ====== |
Кроме упомянутых выше бурятов применение варгана шаманами зафиксировано у чукчей, селькупов, нанайцев, ульчей, тувинцев, урянхайцев, сойотов и монголов. Однако информация об этом фрагментарная и не содержит описания практик ((Галайская 1973: 347, 350; Трощанский 1902: 129; Инф. М1)). Кроме того, во всех этих случаях речь идёт о бытовании варгана в шаманизме до середины XX века, когда он вышел из употребления. | Кроме упомянутых выше бурятов применение варгана шаманами зафиксировано у чукчей, селькупов, нанайцев, ульчей, тувинцев, урянхайцев, сойотов и монголов. Однако информация об этом фрагментарная и не содержит описания практик ((Галайская 1973: 347, 350; Трощанский 1902: 129; Инф. М1)). Кроме того, во всех этих случаях речь идёт о бытовании варгана в шаманизме до середины XX века, когда он вышел из употребления. |
<...> [У] якутов и алтайцев, варган в качестве шаманского инструмента неизвестен. Единственное упоминание варгана у якутской шаманки встречается у Ивана Худякова в «Кратком описании Верхоянского округа» середины XIX века. Однако там этот инструмент фигурирует в качестве атрибутов молодой шаманки вызывающего поведения при описании её богатого и дорого костюма. Он не используется в шаманских практиках, но является инструментом обольщения, и совместная игра на нескольких инструментах описывается как знак расположения девушки к молодым людям, которым она даёт свои варганы: «Молодые люди, бывало, по пяти и шести с нею ездят. Войдёт она в юрту, подаст своим спутникам по хамысу, сама возьмёт один, и заиграют они все…» ((Худяков 1969: 362)). | <...> [У] якутов и алтайцев, варган в качестве шаманского инструмента неизвестен. Единственное упоминание варгана у якутской шаманки встречается у Ивана Худякова в «Кратком описании Верхоянского округа» середины XIX века. Однако там этот инструмент фигурирует в качестве атрибутов молодой шаманки вызывающего поведения при описании её богатого и дорого костюма. Он не используется в шаманских практиках, но является инструментом обольщения, и совместная игра на нескольких инструментах описывается как знак расположения девушки к молодым людям, которым она даёт свои варганы: «Молодые люди, бывало, по пяти и шести с нею ездят. Войдёт она в юрту, подаст своим спутникам по хамысу, сама возьмёт один, и заиграют они все…» ((Худяков 1969: 362)). |
| |
| (Выдержки из магистерской работы [[https://www.academia.edu/41560884/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5_Pragmatics_and_Functionality_of_the_Jews_Harp_in_the_Contemporary_Subculture_Community|И. Богатырёвой "Прагматика и функциональность варгана в современной субкультурной среде"]] (РГГУ, Центр типологии и семионики фольлора, Москва, 2018 г.).) |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
| Литература: |
* //Галайская 1973// – Галайская Р. Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизма в народном музыкальном инструментарии). / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973. | * //Галайская 1973// – Галайская Р. Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизма в народном музыкальном инструментарии). / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М.: Музыка, 1973. |
* //Кондратьева б.д.// - Кондратьева Н.М. [[https://www.culture.ru/objects/469/skotovodcheskie-zagovory-telengitov|Скотоводческие заговоры теленгитов]]. | * //Кондратьева б.д.// - Кондратьева Н.М. [[https://www.culture.ru/objects/469/skotovodcheskie-zagovory-telengitov|Скотоводческие заговоры теленгитов]]. |
* //Kolltveit 2004// – Kolltveit G. Jew’s Harps in European Archaeology: A Brief Summary of a Research Project / Journal of the International Jew’s Harp Society 1. С. 79–85. | * //Kolltveit 2004// – Kolltveit G. Jew’s Harps in European Archaeology: A Brief Summary of a Research Project / Journal of the International Jew’s Harp Society 1. С. 79–85. |
* //Tadagawa 2016// – Tadagawa L. Asian Excavated Jewʼs Harps: A Checklist (1) - Lamellate Jewʼs Harps. /伝統と創造 (Dento to Sozo), Vol. 5, p. 57-70 | * //Tadagawa 2016// – Tadagawa L. Asian Excavated Jewʼs Harps: A Checklist (1) - Lamellate Jewʼs Harps. /伝統と創造 (Dento to Sozo), Vol. 5, p. 57-70 |
* //Wright 2004// – Wright M. The Search of the Origins of the Jew’s Harp // The Silk Road Foundation Newsletter, vol.2 №2, 2004. P. 49-54. | * //Wright 2004// – Wright M. The Search of the Origins of the Jew’s Harp / The Silk Road Foundation Newsletter, vol.2 №2, 2004. P. 49-54. \\ |
| |
| Информанты: |
| * [Инф.2] – М.К., мужчина, 1973 г.р., место рождения: с. Джазатор Республика Горный Алтай, место записи: плато Укок Республика Горный Алтай. |
| * [Инф. М1] - Мурэн Хурэл-Очир, мужчина, 1947 г.р. Полевой материал Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета и Институт языка и литературы Монгольской академии наук. Запись 2007 г. Место записи: Хубсугульский и Булганский аймаки. |
| |