Это старая версия документа!
Что такое варган
К вопросу истории и археологии варгана
(Глава магистерской диссертации И. Богатырёвой «Прагматика и функциональность игры на варгане»)
Ранняя история варгана, момент его появления, а также начального распространения в мире покрыты мраком, и осветить их вряд ли когда-либо удастся. Причины кроются в конструктивных особенностях инструмента, долгое время изготовляемого из плохо сохраняющихся материалов, а потому не фиксируемых археологией, а также в отношении, которое складывалось к нему в культурах, где он был распространён. Начну с конструкции. По строению и способу звукоизвлечения варган относится к щипковым аэрофонам [Тадагава 1996: 28]. Несмотря на архаичную простоту устройства, он прошёл несколько этапов развития. К его прототипам, предварганам по определению Юрия Шейкина [2002: 117], относят простейшие аэрофоны из веточек, палочек, кости, кусочков коры или отщепов бамбука. Они не требуют обработки, могут изготавливаться окказионально, часто служат игрушками детям. Несмотря на то, что такие протоинструменты считаются предками варгана, во многих традициях они сохраняются наряду с ним, занимая отдельное место в культуре. Примерами могут служить ыяс хомус тувинцев или мас хомус, который был «едва ли не первым инструментом саха, потому что сделать и освоить его мог любой ребёнок» [Шейкин 2002: 118]. Их положение относительно собственно варгана можно определить в понятиях дихотомий: сложный / простой, взрослый / детский, серьёзный / не серьёзный, сакральный / профанный, где первая позиция отводится варгану, а вторая – его простейшим «предкам». Современный варган существует в двух видах: идиоглотический, или пластинчатый, в которых язычок составляет единое целое с корпусом инструмента и вырезается внутри него, и гетероглотический, или дуговой, в котором язычок изготавливается отдельно и вставляется в корпус. Идиоглотические варганы представляют собой пластину из разных видов дерева, кости или медных сплавов, а гетероглотические изготавливаются ковкой или сгибанием стального прута, а язычок выковывается отдельно и затачивается с двух сторон под определёнными углами. Существуют также переходные формы инструмента: с пластинчатой рамой и вставным языком или, чаще, с гнутой рамой, но без ярко выраженного «кольца», т.е. по внешнему виду напоминающие идиоглотические виды.
Как понятно даже из такого беглого описания, идиоглотический варган требует меньше трудозатрат на изготовление. Однако он значительно уступает гетероглотическому по богатству и чистоте звучания. Археологические данные говорят, что идиоглотический варган является более ранней формой инструмента: первые находки относятся к 5 в. до н. э., сделаны во Внутренней Монголии [Tadagawa 2016: 70] . Варганы переходных форм появляются в более поздний период, V-VI вв. (Дальний Восток, см. [Лещенко, Прокопец 2015]), а гетероглотические варганы – только с X в. (Япония, см. [Тадагава 1996]). Археология в Европе фиксирует варган исключительно гетероглотического вида, наиболее ранние находки относятся к XIII в. [Kolltveit 2004: 79]. Отсутствие ранних форм варгана в Европе наталкивает исследователей на мысль, что для этого региона инструмент не является автохтонным, а попал туда из Азии, где на равных существуют не только все его виды, но и его протоварианты [Wright 2004: 49-54].
Архаичность азиатского варгана по сравнению с европейским проявляется также в иной прагматике игры на нём.
Анализ основных источников сайта
(Глава магистерской диссертации И. Богатырёвой «Прагматика и функциональность игры на варгане»)
Большинство работ на русском языке, посвящённых варгану, написаны в рамках этномузыковедения или органологии. В советский период этот инструмент практически не изучался, отрывочные сведения о нём можно найти в музыкальных словарях, например, «Атласе музыкальных инструментов народе СССР» [1963], где упоминаются этнические разновидности варганов, известные в республиках СССР. Первая попытка проанализировать бытование варгана в разных этнических культурах СССР была проделана Риммой Галайской [1973: 328-351], однако её статья носит описательный характер и содержит много неточностей, а этнографические сведения приводятся без указания источников. Подробное изучение варгана началось в 1988 году, когда в Якутске прошла I Всесоюзная конференция, посвящённая варгану, по итогам которой был издан сборник «Варган» [1991]. В него вошли работы 17 исследователей, и варган рассматривается в них не только с музыковедческой и инструментоведческой, но и с культурологической точки зрения (например, в статье А.П. Решетникова «Об обрядовой функции варгана» [Варган 1991: 79-87]). Материалы этой конференции и собственные полевые исследования позволили этномузыкологу Юрию Шейкину через 10 лет написать большой раздел про варган в своём труде «История музыкальной культуры народов Сибири» [2002: 117-134]. Это наиболее подробное музыковедческое исследование про варган на территории Сибири написано с привлечением широкого круга этнографического материалов.
Остальная известная мне литература о варгане на русском языке, опубликованная в более позднее время, – это обучающие материалы и статьи об истории и археологии инструмента. В 2011 г. в Высшей школе культурологии (г. Химки, Московская обл.) была защищена магистерская диссертация Павла Кузьмина на тему «Традиционные и современные формы бытования варганной культуры», которая, однако, является по большей части путевыми заметками и впечатлениями автора о знакомстве с представителями варганной субкультуры в России и мире и не содержит каких-либо обоснованных научных данных и выводов.
Более обширная литература о варгане существует на английском и других европейских языках. Подавляющее большинство работ также рассматривает инструмент с точки зрения этномзыкологии и органологии. Например, работа Катлин Яго [Jaago 2011] посвящена истории эстонского пармупилля и содержит более тридцати архивных записей эстонских исполнителей 1930-1980-х годов; Андерша Ройне [Røine 2006] анализирует исполнительские техники игры на норвежской муннхарпе в 1937-1999 гг.; физику извлечения обертонов варгана изучил французский музыколог Сильван Триас [Trias 2010]; работа норвежского историка и археолога Кнута Колтвейта [Kolltveit 2004] посвящена европейской археологии варгана. Изучением бытования варгана и этимологией наименования в английском языке подробно занимался исследователь из Великобритании и Франции Майкл Райт, например, в одной из своих статей [Wright 2004] он сделал предположение о распространении варгана в мире из Азии в Европе. На данный момент это единственное кросс-культурное исследование варгана.
Единственная работа, посвящённая изучению бытования варгана в социальной среде и его роли в ней, принадлежит канадскому антропологу Дейрдре Морган [Morgan 2016]. Она рассматривает традиционные варганные культуры Сицилии, Норвегии и Австрии, их точки пересечения и национальные особенности, сопоставляет исторические и культурологические факторы, повлиявшие на возникновение каждой из них. Работа богата современным этнографическим и социологическим материалом, помимо обозначенных культур в ней дана история формирования международного сообщества и международной варганной сцены. Однако автор не делает различия между традиционными культурами и субкультурой, что на мой взгляд, неверно, так как бытование инструмента в этих двух социальных сферах принципиально различно. Кроме того, она не исследует варган с точки зрения тех культурных кодов, которые заложены в нём как в символе.