Следующая версия | Предыдущая версия |
traditions:altay [2019/12/07 20:48] – создано irina | traditions:altay [2019/12/09 17:59] (текущий) – [Основная информация] irina |
---|
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
| |
**Национальное название**: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс | **Национальное название**: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс, кобус, тая комус |
| |
**Тип**: h | **Регион**: Республика Алтай (алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты); Россия |
| |
**Регион**: Республика Алтай; Россия | |
| |
</WRAP> | </WRAP> |
<WRAP half column> **Материал**: металл | <WRAP half column> **Материал**: металл |
| |
**Пол исполнителя**: f -> m | **Тип**: h |
| |
| **Пол исполнителя**: b |
| |
</WRAP> </WRAP> | </WRAP> </WRAP> |
| |
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
{{ :traditions:алтайцы.jpg?300|Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск.}} | {{ :traditions:алтайцы.jpg?300|Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск.}} Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как хомус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)). |
В 1987 году в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР [Кончев 2004: 8]. В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, "типичных" варганов в России. Собственно, именно эти инструменты производства братьев Поткиных, вывели варган из забвения в нашей стране. | |
| |
| На Алтае среди теленгитов известен вариант пред-варгана - тая комус ("ветка варган"), изготовленный из тонкой веточки инструмент, который делался окказионально и был вариантом детской игрушки ((Шейкин 2002: 119)). |
| |
==== Степень изученности ==== | Ю. Шейкин во время экспедиций 1984-1985 гг. фиксировал два вида комусов на Алтае: кой-комус ("овца-варган") и ат-комус ("конь-варган"). Ат-комус маленький (50-70 мм) и плоский, без кольца, с плоскими деками. По сути, он представлял из себя переходный вариант между идиоглотической и гетероглотической формой: ещё не имел дуги, но язычок уже был отдельной деталью инструмента. "Изготавливали их из столовой дюралевой вилки, у которой зубцы переделывали в корпус инструмента" ((Шейкин 2002: 129)). Другие варганы (ат-комус) делали из четырёхгранной дуги. Они были больше (от 75 мм), имели кольцо. Кой-комус по-другому способу игры определялся как тьяк-комус (челюстной варган). На нём играли, зажимая в зубах, без участия рук (см. [[#специфические_приёмы|Специфические приёмы]]). "Такой способ игры встречается очень редко, и его практикуют горно-алтайские женщины, сохранившие традиционные формы этнического поведения" ((Шейкин 2002: 129)). Он мог использоваться во время домашней работы (у очага, вделывание кожи и дойки коровы), когда реки у женщин были заняты ((Кончев 2004:13)). В свою очередь ат-комус назывался также топшур((род струнного музыкального инструмента на Алтае, схожий с домрой))-комус и применялся для традиционного способа игры на варгане. "Характерно, что применение варганов с дугой, как и эпическое пение //каем//((род горлового пения на Алтае)) в сопровождении щипковой лютни, является приоритетной чертой мужского музицирования у всех алтайцев" ((Шейкин 2002: 129)). |
| |
К сожалению, на данный момент доступен только один экспедиционный материал по данной культуре (см. [[#источники|Источники]]), неизвестно, проводилось ли обширное исследование. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. | В наши дни способ игры на варгане без рук на Алтае вышел из обихода, и играют на этом инструменте мужчины. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | Любопытно, что в те же годы, когда экспедиция Ю. Шейкина в последний раз фиксировала на Алтае наличие кой-комуса, в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР - это произошло в 1987 г((Кончев 2004: 8)). Так с Алтая началось возвращение варгана в широкую музыкальную среду в России вообще. Собственно, именно эти инструменты (производства братьев Поткиных) вывели варган из забвения в нашей стране. |
| |
Сольное исполнение, игра "для себя". | В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, "типичных" варганов вообще. |
| |
==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
| Отдельной работы, посвящённой алтайскому комусу, нет. Некоторые материалы встречаются в книге Ю. Шейкина (см. [[#источники|Источники]]). |
| |
| ==== Бытование в культуре ==== |
| Существует представление, что игра на варгане могла применяться для успокоения скота или передачи информации проговариванием слов во время исполнения (см. [[#фольклорные_мотивы|Фольклорные мотивы]]). |
| |
==== Специфические приёмы ==== | ==== Специфические приёмы ==== |
{{ :traditions:шебалино_без_рук_1927.jpg?300|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.}}На Алтае зафиксирована игра на варгане без использования второй руки, дёрганьем язычка инструмента языком исполнителя. | {{ :traditions:шебалино_без_рук_1927.jpg?300|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.}}На Алтае зафиксирована уникальная игра на варгане без использования второй руки, дёрганьем язычка инструмента языком исполнителя. Характерно, что играли так только женщины и применяли для этого варганы переходного типа (см. [[#основная_информация|Основную информацию]]). |
| |
Вот как об этом пишет известный алтайский музыковед А. В. Анохин: | Вот как об этом пишет известный алтайский музыковед А. В. Анохин: |
| |
</WRAP> | </WRAP> |
| |
| Также в качестве специфических приёмов В. Кончев упоминает "гортанные звуки, элементы горлового пения и речитативы" ((Кончев 2004: 13)). |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
| {{jPlayerPlaylist>:komus_tune.mp3}} |
===== Археология/история ===== | АлтайКай. Наигрыш на алтайском комусе. Исп. Эркемен Эпишкин. Альбом "Там, где рождается Алтай", 2002 г. |
| |
===== Фольклорные мотивы===== | ===== Фольклорные мотивы===== |
Игра на варгане фигурирует в нескольких типах фольклорных мотивов, которые реализуются либо в виде легенд, либо в виде фольклорных представлений. | {{ :traditions:шебалино_1927_г.jpg?200|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.}}Игра на варгане фигурирует в нескольких типах фольклорных мотивов, которые реализуются либо в виде легенд, либо в виде фольклорных представлений. |
| |
Тип 1 - игра на комусе как тайный язык, который способен понять только тот, кто знает. К примеру, перед исполнением музыкальной сценки с проговариванием фраз через игру на комусе, музыканты на концерте могут рассказать легенду о том, что раньше жена, узнав о готовящемся нападении или злых мыслях гостей, могла рассказать об этом мужу с помощью варгана прямо в присутствии этих же гостей в аиле, и они не догадывались, что она не просто играет, но передаёт информацию. (Стиль игры с проговариванием слов является очень популярным сценическим стилем алтайской игры на комусе.) | Тип 1 - игра на комусе как тайный язык, который способен понять только тот, кто знает. К примеру, перед исполнением музыкальной сценки с проговариванием фраз через игру на комусе, музыканты на концерте могут рассказать легенду о том, что раньше жена, узнав о готовящемся нападении или злых мыслях гостей, могла рассказать об этом мужу с помощью варгана прямо в присутствии этих же гостей в аиле, и они не догадывались, что она не просто играет, но передаёт информацию. (Стиль игры с проговариванием слов является очень популярным сценическим стилем алтайской игры на комусе.) |
| |
Типа 2 - представление о том, что игра на комусе успокаивает животных. Это фиксировал Анохин в приведённой выше цитете. И мне на Алтае мне не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его ((Инф., ПМ ИБ)). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного ((Кондратьева б.д)). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей с варганом данный обряд сейчас не исполняется. | Типа 2 - представление о том, что игра на комусе успокаивает животных. Это фиксировал Анохин в приведённой выше цитате. И мне на Алтае не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его ((Инф., ПМ ИБ)). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного ((Кондратьева б.д)). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей с варганом данный обряд сейчас не исполняется. |
| |
Тип 3 - распространённый мотив охотничьих легенд о том, что игра на комусе (как и других музыкальных инструментах) привлекает дичь, причём происходит такая охотничья удача, благодаря благоволению духов, хозяина гор, который любит слушать музыку: | Тип 3 - распространённый мотив охотничьих легенд о том, что игра на комусе (как и других музыкальных инструментах) привлекает дичь, причём происходит такая охотничья удача, благодаря благоволению духов, хозяина гор, который любит слушать музыку: |
<WRAP center round tip 60%> | {{ :traditions:шебалино_1929_г.jpg?300|Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): мальчики, играющие на комузе, Шебалино, 1929 г.}}<WRAP center round tip 60%> |
Два товарища вместе в тайгу промышлять пошли. Один из них ясновидец ("коспакчи") был, другой ("комысчи")-играть на "комысе" умел. | Два товарища вместе в тайгу промышлять пошли. Один из них ясновидец ("коспакчи") был, другой ("комысчи")-играть на "комысе" умел. |
Вечером, усевшись в охотничьем стане, они меж собой разговаривали. Потом музыкант ("комысчыл") играл, а ясновидец ("коспакчыл") смотрел. Когда музыкант играл, хозяин горы, придя, стал слушать. Потом сказал музыканту: „Одной пулей пять белок, пронизывая-нанизывая, стреляй!" | Вечером, усевшись в охотничьем стане, они меж собой разговаривали. Потом музыкант ("комысчыл") играл, а ясновидец ("коспакчыл") смотрел. Когда музыкант играл, хозяин горы, придя, стал слушать. Потом сказал музыканту: „Одной пулей пять белок, пронизывая-нанизывая, стреляй!" |
Они там живут, я назад вернулся ((Дыренкова 1949)). | Они там живут, я назад вернулся ((Дыренкова 1949)). |
</WRAP> | </WRAP> |
| |
| |
===== Запреты, предписания ===== | |
| |
===== Дополнительные материалы ===== | ===== Дополнительные материалы ===== |
| |
| Сборник композиций для игры на алтайскому комусе, а также некоторые характерные приёмы представлены в книге В. Кончева "Школа игры на алтайском комусе". |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Анохин 2008// - Анохин А.В. "Легенды и мифы седого Алтая". Горно-Алтайск, 2008 г. | * //Анохин 2008// - Анохин А.В. "Легенды и мифы седого Алтая". Горно-Алтайск, 2008 г. |
* //Дыренкова 1949// – Дыренкова Н.П. [[http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/Dyrenkova,1949,N05,S.118.htm|Охотничьи легенды кумандинцев]] // Сборник музея антропологии и этнографии. XI. М.-Л., 1949. № 5, с.118 | * //Дыренкова 1949// – Дыренкова Н.П. [[http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/Dyrenkova,1949,N05,S.118.htm|Охотничьи легенды кумандинцев]] / Сборник музея антропологии и этнографии. XI. М.-Л., 1949. № 5, с.118 |
| * //Есипова 2013// – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35. |
| * //Кончев 2004// - Кончев В. Школа игры на алтайской комусе. Горно-Алтайск, 2004. |
| * //Кондратьева б.д.// - Кондратьева Н.М. [[https://www.culture.ru/objects/469/skotovodcheskie-zagovory-telengitov|Скотоводческие заговоры теленгитов]]. |
| * //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. |
| |
| Полевые материалы автора: |
| * Инф.2 – М.К., мужчина, 1973 г.р., место рождения: с. Джазатор Республика Горный Алтай, место записи: плато Укок Республика Горный Алтай. |