Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:altay [2019/12/08 13:01] – [Основная информация] irina | traditions:altay [2019/12/09 17:59] (текущий) – [Основная информация] irina |
---|
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
| |
**Национальное название**: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс, кобус | **Национальное название**: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс, кобус, тая комус |
| |
**Регион**: Республика Алтай (алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты); Россия | **Регион**: Республика Алтай (алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты); Россия |
| |
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
{{ :traditions:алтайцы.jpg?300|Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск.}} Название инструмента, как и другие тюрксие варианты этого слова, такие как хомус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)). | {{ :traditions:алтайцы.jpg?300|Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск.}} Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как хомус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)). |
| |
| На Алтае среди теленгитов известен вариант пред-варгана - тая комус ("ветка варган"), изготовленный из тонкой веточки инструмент, который делался окказионально и был вариантом детской игрушки ((Шейкин 2002: 119)). |
| |
Ю. Шейкин во время экспедиций 1984-1985 гг. фиксировал два вида комусов на Алтае: кой-комус ("овца-варган") и ат-комус ("конь-варган"). Ат-комус маленький (50-70 мм) и плоский, без кольца, с плоскими деками. По сути, он представлял из себя переходный вариант между идиоглотической и гетероглотической формой: ещё не имел дуги, но язычок уже был отдельной деталью инструмента. "Изготавливали их из столовой дюралевой вилки, у которой зубцы переделывали в корпус инструмента" ((Шейкин 2002: 129)). Другие варганы (ат-комус) делали из четырёхгранной дуги. Они были больше (от 75 мм), имели кольцо. Кой-комус по-другому способу игры определялся как тьяк-комус (челюстной варган). На нём играли, зажимая в зубах, без участия рук (см. [[#специфические_приёмы|Специфические приёмы]]). "Такой способ игры встречается очень редко, и его практикуют горно-алтайские женщины, сохранившие традиционные формы этнического поведения" ((Шейкин 2002: 129)). Он мог использоваться во время домашней работы (у очага, вделывание кожи и дойки коровы), когда реки у женщин были заняты ((Кончев 2004:13)). В свою очередь ат-комус назывался также топшур((род струнного музыкального инструмента на Алтае, схожий с домрой))-комус и применялся для традиционного способа игры на варгане. "Характерно, что применение варганов с дугой, как и эпическое пение //каем//((род горлового пения на Алтае)) в сопровождении щипковой лютни, является приоритетной чертой мужского музицирования у всех алтайцев" ((Шейкин 2002: 129)). | Ю. Шейкин во время экспедиций 1984-1985 гг. фиксировал два вида комусов на Алтае: кой-комус ("овца-варган") и ат-комус ("конь-варган"). Ат-комус маленький (50-70 мм) и плоский, без кольца, с плоскими деками. По сути, он представлял из себя переходный вариант между идиоглотической и гетероглотической формой: ещё не имел дуги, но язычок уже был отдельной деталью инструмента. "Изготавливали их из столовой дюралевой вилки, у которой зубцы переделывали в корпус инструмента" ((Шейкин 2002: 129)). Другие варганы (ат-комус) делали из четырёхгранной дуги. Они были больше (от 75 мм), имели кольцо. Кой-комус по-другому способу игры определялся как тьяк-комус (челюстной варган). На нём играли, зажимая в зубах, без участия рук (см. [[#специфические_приёмы|Специфические приёмы]]). "Такой способ игры встречается очень редко, и его практикуют горно-алтайские женщины, сохранившие традиционные формы этнического поведения" ((Шейкин 2002: 129)). Он мог использоваться во время домашней работы (у очага, вделывание кожи и дойки коровы), когда реки у женщин были заняты ((Кончев 2004:13)). В свою очередь ат-комус назывался также топшур((род струнного музыкального инструмента на Алтае, схожий с домрой))-комус и применялся для традиционного способа игры на варгане. "Характерно, что применение варганов с дугой, как и эпическое пение //каем//((род горлового пения на Алтае)) в сопровождении щипковой лютни, является приоритетной чертой мужского музицирования у всех алтайцев" ((Шейкин 2002: 129)). |
В наши дни способ игры на варгане без рук на Алтае вышел из обихода, и играют на этом инструменте мужчины. | В наши дни способ игры на варгане без рук на Алтае вышел из обихода, и играют на этом инструменте мужчины. |
| |
Любопытно, что именно с Алтая началось возвращение варгана в широкую музыкальную среду в России вообще. В 1987 году в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР ((Кончев 2004: 8)). Собственно, именно эти инструменты (производства братьев Поткиных, вывели варган из забвения в нашей стране). В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, "типичных" варганов вообще. | Любопытно, что в те же годы, когда экспедиция Ю. Шейкина в последний раз фиксировала на Алтае наличие кой-комуса, в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР - это произошло в 1987 г((Кончев 2004: 8)). Так с Алтая началось возвращение варгана в широкую музыкальную среду в России вообще. Собственно, именно эти инструменты (производства братьев Поткиных) вывели варган из забвения в нашей стране. |
| |
| В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, "типичных" варганов вообще. |
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |