Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:bashkir [2019/11/19 10:58] – [Музыкальные примеры] irina | traditions:bashkir [2019/11/26 13:09] (текущий) – irina |
---|
====== Башкирский кубыз ====== | ====== Кубыз башкиров ====== |
| |
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
| |
**Национальное название**: кубыз | **Национальное название**: агас-кубыз (деревянный), тимер-кубыз (металлический) |
| |
**Тип**: b | **Тип**: b |
</WRAP> | </WRAP> |
| |
===== Основная информация ===== | {{ :traditions:кубызы.jpg?200|Башкирские кубызы разных мастеров}}===== Основная информация ===== |
| |
| В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент - курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной "грушей") и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов. |
| |
| Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля. |
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
Основным исследованием является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова. | Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова. |
| |
{{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} | |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве ((Рахимов 2004: 11-12)). | {{ :traditions:гарипова.jpg?300|М. Галимова играет на агас-кубызе}} В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве ((Рахимов 2004: 11-13)). Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор. |
| |
==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== | ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== |
| |
==== Специфические приёмы ==== | ==== Специфические приёмы ==== |
Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. | Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. |
| |
| Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе: |
| - Однопальцевая игра - движение указательного пальца "к себе" (основной приём народных кубызистов); |
| - Многопальцевая игра - попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу "к себе"; |
| - Вибрационная игра - быстрая игра указательным пальцем попеременно "к себе" и "от себя". ((Загретдинов 1991: 69-70)) |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
{{jPlayerPlaylist>:Galimova_kyi.mp3 | {{jPlayerPlaylist>:Galimova_kyi.mp3 |
:galimova_old_tune.mp3 | :galimova_old_tune.mp3 |
:davletbaev_apipa.mp3 | :davletbaev_7girls.mp3 |
:davletbaev_7girls.mp3}} | :davletbaev_apipa.mp3}} |
| |
track19 Давлетбаев. 7 девушек | - track3 Галимова. Кюй. |
track20 Давлетбаев. Апипа | - track4 Галимова. Старинный танец |
| - track19 Давлетбаев. 7 девушек |
| - track20 Давлетбаев. Апипа |
| Топни (спляши), дочка Апипы,\\ |
| Ты не топнешь, топну я,\\ |
| То место где ты топнула,\\ |
| Я найду и тоже топну. |
| |
===== Археология/история ===== | ===== Археология/история ===== |
| Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <...> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов. ((Загретдинов 1991: 67)) |
| |
===== Легенды ===== | ===== Фольклорные мотивы ===== |
| Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи. |
| |
| <WRAP center round tip 60%> |
| {{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо. |
| |
===== Запреты, предписания ===== | Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш. |
| |
===== Дополнительные материалы ===== | Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике. |
| |
| Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки. ((Башкирские предания и легенды, 1985: 41)) |
| |
===== Источники ===== | </WRAP> |
| |
* Richter 2014 - [[https://www.youtube.com/watch?v=2mu8ZufaotU|Masters of the Yi Mouth Harp (??)]]. Реж. Jonathan Richter, 2014. | |
| |
{{youtube>Rf4gLm98rUM?t=140?medium}} | ===== Дополнительные материалы ===== |
| {{youtube>Jxp4Eeg7fmw?medium}} |
| {{youtube>ZqPZhG6qBXw?medium}} |
| |
{{mp3play>audiofile.mp3}} | ===== Источники ===== |
| * //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. |
| * //Загретдинов 1991// - Загретдинов Р. История башкирского кубыза. /Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г. Якутск, 1991. |
| * //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]] |
| * Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87. |