Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:bashkir [2019/11/20 13:31] – [Источники] irina | traditions:bashkir [2019/11/26 13:09] (текущий) – irina |
---|
====== Башкирский кубыз ====== | ====== Кубыз башкиров ====== |
| |
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова. | Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
| |
==== Специфические приёмы ==== | ==== Специфические приёмы ==== |
Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. | Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. |
| |
| Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе: |
| - Однопальцевая игра - движение указательного пальца "к себе" (основной приём народных кубызистов); |
| - Многопальцевая игра - попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу "к себе"; |
| - Вибрационная игра - быстрая игра указательным пальцем попеременно "к себе" и "от себя". ((Загретдинов 1991: 69-70)) |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
- track19 Давлетбаев. 7 девушек | - track19 Давлетбаев. 7 девушек |
- track20 Давлетбаев. Апипа | - track20 Давлетбаев. Апипа |
Топни(спляши), дочка Апипы,\\ | Топни (спляши), дочка Апипы,\\ |
Ты не топнешь, топну я,\\ | Ты не топнешь, топну я,\\ |
То место где ты топнула,\\ | То место где ты топнула,\\ |
Я найду и тоже топну. | Я найду и тоже топну. |
| |
===== Легенды ===== | ===== Археология/история ===== |
| Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <...> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов. ((Загретдинов 1991: 67)) |
| |
| ===== Фольклорные мотивы ===== |
| Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи. |
<WRAP center round tip 60%> | <WRAP center round tip 60%> |
{{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо. | {{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо. |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. | * //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. |
| * //Загретдинов 1991// - Загретдинов Р. История башкирского кубыза. /Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г. Якутск, 1991. |
* //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]] | * //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]] |
* Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87. | * Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87. |