Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:khants [2019/11/10 13:49] – [Основная информация] irina | traditions:khants [2019/11/26 13:13] (текущий) – irina |
---|
====== Томра, тамрэ, тумран хантов и манси ====== | ====== Тумран хантов и манси ====== |
| |
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
| |
**Национальное называние**: тумран, томра, тамрэ (манси) | **Национальное называние**: тумран, томра; тамрэ (манси) |
| |
**Регион**: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия | **Регион**: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия |
| |
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
{{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Картинка из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное ("царапаться", "скрестись", см. Алексеенко 1988: 13) и от тюркского домра (см. Щейкин 2002: 125). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать"). | {{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Фото из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное "царапаться", "скрестись" ((Алексеенко 1988: 13)) либо от тюркского домра ((Щейкин 2002: 125)). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать"). |
| |
Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины. | Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины. |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
| Первым варган у хантов описал финский этнограф У. Сирелиус, побывавший у них в начале XX в. Он упоминает его под названием tomraa. |
Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию. | Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию. |
| |
| |
==== Специфические приёмы ==== | ==== Специфические приёмы ==== |
Некоторые исследователи (напр., Чернецов 1987: 35) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" (Шейкин, 2002: 127). | Некоторые исследователи ((напр., Чернецов 1987: 35)) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" ((Шейкин, 2002: 127)). |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
| |
* //Алексеенко 1988// - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭ, т. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988 | * //Алексеенко 1988// - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭ, т. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988 |
| * //Соколова 2009// - Соколова З.П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М. : Наука, 2009 . с. 495-503 |
* //Шейкин 2002// - Шейкин Ю. И. "История музыкальной культуры народов Сибири". М., 2002 | * //Шейкин 2002// - Шейкин Ю. И. "История музыкальной культуры народов Сибири". М., 2002 |
| |
| |