Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:mongol [2019/11/24 22:49] – irina | traditions:mongol [2019/11/26 13:06] (текущий) – irina |
---|
**Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур | **Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур |
| |
**Тип**: g | **Тип**: h |
| |
**Регион**: Монголия | **Регион**: Монголия |
</WRAP> | </WRAP> |
| |
<WRAP half column> **Материал**: металл | <WRAP half column> **Материал**: металл, латунь |
| |
**Пол исполнителя**: b | **Пол исполнителя**: b |
| |
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
| Аман-хуур и в наши дни является очень популярным музыкальным инструментом. Есть множество мастеров, кто изготавливают разные виды инструмента, в том числе с плоской рамой. В первую очередь изготавливаются варганы из латуни. Традиционно на варгане могли играть как мужчины, так и женщины. К сожалению, при широком распространении варгана в целом, игра на нём не очень распространена. |
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
К сожалению, на данный момент доступен только один экспедиционный материал по данной культуре (см. [[#источники|Источники]]), неизвестно, проводилось ли обширное исследование. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. | К сожалению, на данный момент работы по исследованию монгольского варгана неизвестны. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
В монгольской традиции известно два вида бытования инструмента: бытовое - сольное исполнительство мелодий, и сакральное - в шаманизме. Считалось, что шаман игрой на хуре притягивает духов, а также души давно умерших шаманов. ((Экспедиционная запись, см. [#фольклорные тексты|Фольклорные тексты].)) | В монгольской традиции известно как бытовое исполнение - сольная игра мелодий, так и сакральное - в шаманизме. В бытовой сфере исполнялись мелодии песен либо наигрыши, известные на других музыкальных инструментах. В шаманизме считалось, что шаман игрой на хуре притягивает духов, а также души давно умерших шаманов. ((см. Фольклорные тексты.)) |
| |
==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== | ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== |
"У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье)". ((Экспедиционная запись, см. [#фольклорные тексты|Фольклорные тексты].)) | "У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье)". ((см. Фольклорные тексты.)) |
| |
==== Специфические приёмы ==== | |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
{{youtube>GbgArdSEGZs?medium}} | {{youtube>GbgArdSEGZs?medium}} |
| |
Женское исполнение традиционной песни "Шаг верблюда" | |
{{youtube>8vcGShVE_bc?medium}} | |
Женское исполнение традиционной песни "Шаг верблюда" | Женское исполнение традиционной песни "Шаг верблюда" |
{{vimeo>160702555?medium}} | {{vimeo>160702555?medium}} |
| |
===== Фольклорные тексты ===== | ===== Фольклорные материалы ===== |
- Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? | Применение варгана в монгольском шаманизме. |
- Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. [#источники|источники].)) | |
| <WRAP center round tip 60%> |
| - Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ |
| - Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть |
| особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) |
| </WRAP> |
| |
| |
| Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура |
| {{youtube>K_eQMUQS1lc?medium}} |
| \\ |
| Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ |
| Шаман Бямбадорж говорит: |
| "Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духов] с родины. Это связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онгот) зашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. <...> Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать". ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)) |
| {{youtube>FNMkXbXMZAE?medium}} |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). | Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). |
| |