Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:mongol [2019/11/24 23:01] – irina | traditions:mongol [2019/11/26 13:06] (текущий) – irina |
---|
**Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур | **Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур |
| |
**Тип**: g | **Тип**: h |
| |
**Регион**: Монголия | **Регион**: Монголия |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
| |
К сожалению, на данный момент доступен только один экспедиционный материал по данной культуре (см. [[#источники|Источники]]). Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. | К сожалению, на данный момент работы по исследованию монгольского варгана неизвестны. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
{{vimeo>160702555?medium}} | {{vimeo>160702555?medium}} |
| |
===== Фольклорные тексты ===== | ===== Фольклорные материалы ===== |
- Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? | Применение варгана в монгольском шаманизме. |
- Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. [#источники|источники].)) | |
| <WRAP center round tip 60%> |
| - Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ |
| - Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть |
| особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) |
| </WRAP> |
| |
| |
| Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура |
| {{youtube>K_eQMUQS1lc?medium}} |
| \\ |
| Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ |
| Шаман Бямбадорж говорит: |
| "Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духов] с родины. Это связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онгот) зашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. <...> Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать". ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)) |
| {{youtube>FNMkXbXMZAE?medium}} |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). | Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). |
| |