Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:mongol [2019/11/24 23:01] irinatraditions:mongol [2019/11/26 13:06] (текущий) irina
Строка 5: Строка 5:
 **Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур **Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур
  
-**Тип**: +**Тип**: 
  
 **Регион**: Монголия **Регион**: Монголия
Строка 24: Строка 24:
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
  
-К сожалению, на данный момент доступен только один экспедиционный материал по данной культуре (см. [[#источники|Источники]]). Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.+К сожалению, на данный момент работы по исследованию монгольского варгана неизвестны. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.
  
 ==== Бытование в культуре ==== ==== Бытование в культуре ====
Строка 39: Строка 39:
 {{vimeo>160702555?medium}} {{vimeo>160702555?medium}}
  
-===== Фольклорные тексты ===== +===== Фольклорные материалы ===== 
-- Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой?  +Применение варгана в монгольском шаманизме. 
-- Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. [#источники|источники].))+ 
 +<WRAP center round tip 60%> 
 +- Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ 
 +- Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть  
 +особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) 
 +</WRAP> 
 + 
 + 
 +Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура 
 +{{youtube>K_eQMUQS1lc?medium}} 
 +\\ 
 +Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ 
 +Шаман Бямбадорж говорит:  
 +"Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духовс родиныЭто связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онготзашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. <...> Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать". ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)) 
 +{{youtube>FNMkXbXMZAE?medium}}
  
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
 Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G).
  
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Аман-хуур монголов и сойтонов (generated for current page)