Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:mongol [2019/11/26 13:02] – irina | traditions:mongol [2019/11/26 13:06] (текущий) – irina |
---|
{{vimeo>160702555?medium}} | {{vimeo>160702555?medium}} |
| |
===== Фольклорные тексты ===== | ===== Фольклорные материалы ===== |
| Применение варгана в монгольском шаманизме. |
| |
| <WRAP center round tip 60%> |
- Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ | - Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ |
- Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть | - Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть |
особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) | особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) |
| </WRAP> |
| |
===== Дополнительные материалы ===== | |
Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура | |
{{vimeo>K_eQMUQS1lc?medium}} | |
| |
| Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура |
| {{youtube>K_eQMUQS1lc?medium}} |
| \\ |
Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ | Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ |
Шаман Бямбадорж говорит: | Шаман Бямбадорж говорит: |
"Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духов] с родины. Это связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онгот) зашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. ХХ (1.54 нүдээ харж байна их сайхан хийэ өгнө). Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать" ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)). | "Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духов] с родины. Это связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онгот) зашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. <...> Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать". ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)) |
{{vimeo>FNMkXbXMZAE?medium}} | {{youtube>FNMkXbXMZAE?medium}} |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). | Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G). |
| |