Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:munharpe [2019/11/29 11:48] – [Источники] irina | traditions:munharpe [2019/12/04 13:59] (текущий) – [Фольклорные мотивы] irina |
---|
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, что указывает на то, что исследователи не воспринимали инструмент всерьёз. Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников указывают область бытования инструмента и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. | Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре, сложно найти данные о мелодиях XIX в. и ранее. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, вероятно, этому способствовал низкий статус инструмента по сравнению с другими ((Brokke 2011: 14)). Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников, указывая область бытования инструмента, и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. |
| |
Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микея Кованеса (Mikkej Kovanes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. | Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
| |
{{ :traditions:asbjorn.jpg?300|Asbjørn T. Brokke}}Мелодическая игра, аккомпанемент на танцах. Как и в наши дни, так и в исторической перспективе (судя по источникам) инструмент широко используется в основном в танцевальной музыке (есть упоминания о так называемых «танцах в носках», то есть в помещении). Также существует отдельный жанр "для слушанья". Также большая часть народного скрипичного репертуара заимствована из вокальных произведений и варгана. Аналогично и наоборот: на варгане исполнялись скрипичные и вокальные мелодии, на основе которых сформировался отдельный жанр варганной музыки. | {{ :traditions:asbjorn.jpg?300|Asbjørn T. Brokke}}Мелодическая игра, аккомпанемент на танцах. Как и в наши дни, так и в исторической перспективе (судя по источникам) инструмент широко используется в основном в танцевальной музыке (есть упоминания о так называемых «танцах в носках», то есть в помещении). Также существует отдельный жанр "для слушанья". Также большая часть народного скрипичного репертуара заимствована из вокальных произведений и варгана. Аналогично и наоборот: на варгане исполнялись скрипичные и вокальные мелодии, на основе которых сформировался отдельный жанр варганной музыки. Существует версия, что в то время, когда на скрипку в Норвегии были религиозные гонения, скрипичные мелодии перешли на муннхарпу и таким образом сохранились до наших дней. |
| |
==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== | ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== |
К более поздним жанрам, получившим популярность в XX веке, можно отнести рудль, райнлендер, польку, мазурку и вальс, которые тоже иногда успешно перекладывались на варган. | К более поздним жанрам, получившим популярность в XX веке, можно отнести рудль, райнлендер, польку, мазурку и вальс, которые тоже иногда успешно перекладывались на варган. |
| |
добавить для сушаньяжанр | Кроме того, существует специфический жанр для слушанья, пришедший из вокальной традиции - стевы (stev). Это более поздний жанр голосовых мелодических импровизаций, распространённый в Сетесдале. Ритмически они более свободные, поэтому когда исполняются на варгане (а также других инструментах), что весьма непросто, подобрать соответствие музыке и песенному тексту становится совсем сложно. Таким образом, мелодия остаётся без песенного сопровождения. ((Fille-Vern 2006: 86)) |
| |
==== Специфические приёмы ==== | ==== Специфические приёмы ==== |
За длительную историю существования варгана в Норвегии там выработался совершенно особый, характерный только для данного региона способ передачи музыкального материала, выраженный в особом варганном звуке. Его отличительной особенностью является в первую очередь чередование открытых и закрытых обертонов, что позволяет музыкантам получать точные обертоны и передавать мелодию так же, как она могла бы быть сыгранной на необертоновом инструменте. | За длительную историю существования варгана в Норвегии там выработался совершенно особый, характерный только для данного региона способ передачи музыкального материала, выраженный в особом варганном звуке. Его отличительной особенностью является в первую очередь чередование открытых и закрытых обертонов, что позволяет музыкантам получать точные обертоны и передавать мелодию так же, как она могла бы быть сыгранной на не обертоновом инструменте. |
| |
Также одним из ярких приёмов игры на варгане в Норвегии является стаккато, вероятно, почерпнутое из скрипичного исполнительства, - последовательность быстрых коротких звуков (или одиночные ноты), которые получаются стопорением язычка уголком губ. Кроме того, распространённым приёмом является лига - соединение двух или нескольких нот без применения дыхания. | Также одним из ярких приёмов игры на варгане в Норвегии является стаккато, вероятно, почерпнутое из скрипичного исполнительства, - последовательность быстрых коротких звуков (или одиночные ноты), которые получаются стопорением язычка уголком губ. Кроме того, распространённым приёмом является лига - соединение двух или нескольких нот без применения дыхания. |
| |
Наконец, одним из важнейших приёмов норвежской варганной музыки - и конечно, самым заметным для слушателей - является передача ритма мелодии топотом ног. В некоторых регионах, таких как Сетесдал, топают двумя ногами с небольшой задержкой, на сильную и на слабую долю или оффбит, что позволяет передавать ритм. В других регионах могут топать одной ногой на сильную долю. Этот приём делает исполнение выразительным, динамичным и позволяет танцующим хорошо слышать ритмику мелодии. | Наконец, одним из важнейших приёмов норвежской варганной музыки - и конечно, самым заметным для слушателей - является передача ритма мелодии топотом ног. В некоторых регионах, таких как Сетесдал, топают двумя ногами с небольшой задержкой, на сильную и на слабую долю или оффбит, что позволяет передавать ритм. В других регионах могут топать одной ногой на сильную долю. Этот приём делает исполнение выразительным, динамичным и позволяет танцующим хорошо слышать ритмику мелодии. |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
| |
{{ :traditions:norway-old1.jpg?300|Муннхарпа, Телемарк}} | {{ :traditions:norway-old1.jpg?300|Муннхарпа, Телемарк}} |
===== Археология/история ===== | ===== Археология/история ===== |
| По данным исследователя варганной археологии в Европе Йермунда Колтвейта, на данный момент известно 23 варгана, найденных на территории Новрегии. |
Самые ранние находки варгана в Норвегии датируются XII-XIV вв., Телемарк ((Kolltveit 2006: 139)) | Самые ранние находки варгана в Норвегии датируются XIII-XIV вв., Телемарк ((Kolltveit 2006: 139)). В основном варганы найдены на территории крупных городов: Осло, Берген и Тронхайм, однако есть случайные находки и в других районах, например, два варгана была найдены в местечке Лом. ((Kolltveit 2006: 7)) |
| |
В Гудбрандсдалене был найден футляр для варгана, датированный 1736 годом. 1732 г. | |
| |
Другие находки: | Другие находки: |
* Вальдрес – футляр для варгана, датированный 1822 годом. | * Вальдрес – футляр для варгана, датированный 1822 годом. |
* Гудбрандсдален – футляр, датированный 1736 годом. | * Гудбрандсдален – футляр, датированный 1736 годом. |
* Рама от мунхарпы, датированная приблизительно XVII-XVIII веками. | * Рама от муннхарпы, датированная приблизительно XVII-XVIII веками. |
* Множество мунхарп начала и середины XX века в музеях Ringve (г.Тронхейм) и Norsk Folkemuseum (г.Осло), не представляющих большой археологической ценности. | |
| |
===== Фольклорные мотивы ===== | ===== Фольклорные мотивы ===== |
- путник играет на варгане в пустом доме, на него нападает призрак, на утро по дороге в город встречает женщину, которая предупреждает его, чтобы не ходил в тот дом, т.к. он проклят. | - путник играет на варгане в пустом доме, на него нападает призрак, на утро по дороге в город встречает женщину, которая предупреждает его, чтобы не ходил в тот дом, т.к. он проклят. |
| |
Кроме этого, в Норвегии очень развит фольклор, связанный с конкретными варганными мелодиями. | Кроме этого, в Норвегии очень развит фольклор, связанный с конкретными варганными мелодиями. К примеру, очень популярной является легенда о мелодии Fangjen (узник), распространённой в регионе Гудбрандсдалене. Легенда рассказывает о девушке, которая работала на летней ферме Мюсубюттен в Скьёке. У неё было два ухажёра, и она предпочла одного из них. Охваченный разочарованием и ревностью, отвергнутый ухажёр по имени Кристен Форберг убил своего соперника и утопил тело в озере Рёйкьесколь, где оно и было впоследствии найдено. В день похорон Кристен спрятался в пещере и наблюдал оттуда, как мимо проходит похоронная процессия. Он был известен как отличный варганист, и мелодия “Fangen”, по слухам, сочинённая им, сейчас является наиболее известной варганной мелодией в регионе. По легенде он заиграл её, когда под пещерой проходила похоронная процессия, и из гроба закапала кровь, так и был найден убийца. Кристен был арестован и заключён в тюрьму вплоть до своей казни в 1736 году. Неизвестно, насколько исторически аккуратна эта легенда. Историк Ивар Клейвен (1854 – 1934) устроил подробное расследование и упоминал об этом в своей книге «Лом и Скьёк». |
| |
Особого внимания заслуживает норвежская легенда о мелодии Rammeslått , которая распространена в регионе Сетесдал и, как считается, обладает гипнотической силой. Легенду рассказывают музыканты во время концертов, а также в качестве предостережений при исполнении этой мелодии (иногда иронично). Впервые она упоминается в саге о Боси и Херраулде (XIII век) в следующем контексте: на свадебном пире конунга было замышлено похищение невесты, для чего пригласили знаменитого музыканта, чтобы он играл и отвлекал внимание гостей. Он перебирал мелодии и, наконец, дошёл до Rammeslått, которая заставила всех танцевать и ввела в состояние неистовства, так что украсть невесту уже не составило труда (её крадут в футляре для арфы): | Особого внимания заслуживает норвежская легенда о мелодии Rammeslått , которая распространена в регионе Сетесдал и, как считается, обладает гипнотической силой. Легенду рассказывают музыканты во время концертов, а также в качестве предостережений при исполнении этой мелодии (иногда иронично). Впервые она упоминается в саге о Боси и Херраулде (XIII век) в следующем контексте: на свадебном пире конунга было замышлено похищение невесты, для чего пригласили знаменитого музыканта, чтобы он играл и отвлекал внимание гостей. Он перебирал мелодии и, наконец, дошёл до Rammeslått, которая заставила всех танцевать и ввела в состояние неистовства, так что украсть невесту уже не составило труда (её крадут в футляре для арфы): |
</WRAP> | </WRAP> |
| |
| |
Сейчас мелодия исполняется на двух инструментах – варгане и норвежской скрипке хардангерфеле. Название стало нарицательным для обозначения состояния транса, в который впадает исполнитель. Вот как рассказывает об этом норвежский варганист Swain Westad ((Westad б.д.)): | Сейчас мелодия исполняется на двух инструментах – варгане и норвежской скрипке хардангерфеле. Название стало нарицательным для обозначения состояния транса, в который впадает исполнитель. Вот как рассказывает об этом норвежский варганист Swain Westad ((Westad б.д.)): |
| |
| |
Иногда это состояние трактуется как одержимость и контакт с потусторонними силами. Считается, что если исполнитель впал в такое состояние, он не владеет собой, поэтому единственный способ его вывести из него, это отобрать скрипку или перерезать струны (или отобрать варган). Музыкант при этом мог начать кричать, «потому что его объял дьявол». | Иногда это состояние трактуется как одержимость и контакт с потусторонними силами. Считается, что если исполнитель впал в такое состояние, он не владеет собой, поэтому единственный способ его вывести из него, это отобрать скрипку или перерезать струны (или отобрать варган). Музыкант при этом мог начать кричать, «потому что его объял дьявол». |
===== Запреты, предписания ===== | |
| |
===== Дополнительные материалы ===== | ===== Дополнительные материалы ===== |
| |
Об особенности норвежской варганной музыки и разучивании мелодий см.: Марков В., Богатырёва И. Норвежская музыка / [[http://www.i-bog.ru/node/583|Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте]]. М., 2019. - с. 102-116 | Об особенности норвежской варганной музыки и разучивании мелодий см.: Марков В., Богатырёва И. Норвежская музыка / [[http://www.i-bog.ru/node/583|Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте]]. М., 2019. - с. 102-116 |
| |
| О традиционном способе игре на норвежской муннхарпе по-английски см.: Egeland Å. The jew's harp in Norway, traditional playing style and techniqie / Fille-Vern, Oslo, 2006. - pp. 62-70 |
| |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. | * //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. |
| * //Brokke 2011// - Brokke S. Munnharpe. Konsberg, 2011. Booklet for CDs. |
* //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 | * //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 |
* //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine | * //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine |