Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:munharpe [2019/11/29 12:26] – [Археология/история] irina | traditions:munharpe [2019/12/04 13:59] (текущий) – [Фольклорные мотивы] irina |
---|
| |
==== Степень изученности ==== | ==== Степень изученности ==== |
Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, что указывает на то, что исследователи не воспринимали инструмент всерьёз. Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников указывают область бытования инструмента и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. | Исследование и запись варганной традиции в Норвегии началось с XX в. Более ранние данные содержат только фиксацию наличия инструмента в культуре, сложно найти данные о мелодиях XIX в. и ранее. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, вероятно, этому способствовал низкий статус инструмента по сравнению с другими ((Brokke 2011: 14)). Техника игры и варганные версии мелодий мало интересовали коллекционеров народной музыки XIX в. Однако большинство источников, указывая область бытования инструмента, и сходятся на том, что он широко использовался, в основном в танцевальной музыке. |
| |
Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. | Варган хорошо изучен в Сетесдале, где непрервавшаяся линия мастеров-изготовителей и музыкантов в некоторых случаях задокументирована, начиная с начала XIX века. Например, известный исполнитель на муннарпе, игравший на танцах, Асбьёрн Т. Брокке (Asbjørn T. Brokke), родился в 1838 г. В свою очередь он был отцом другого известного исполнителя, чьи записи сохранились до наших дней, Микеля Кованеса (Mikkjel Kåvenes) ((Fille-Vern 2006: 71)). В регионах Телемарк и Вальдрес инструмент изучен также хорошо, чтобы позволить современным мастерам и исполнителям возродить варганную музыку в традиции своего региона. Огромную роль в норвежской варганной традиции сыграла NRK (Норвежская вещательная корпорация), в архивах которой хранятся бесценные записи традиционной игры Сетесдаля, Телемарка, Вальдреса, Гудбрандсдалена и Халлингдаля. Самые ранние из записей были сделаны ещё на восковые валики в 1920-1930 гг. |
* Вальдрес – футляр для варгана, датированный 1822 годом. | * Вальдрес – футляр для варгана, датированный 1822 годом. |
* Гудбрандсдален – футляр, датированный 1736 годом. | * Гудбрандсдален – футляр, датированный 1736 годом. |
* Рама от мунхарпы, датированная приблизительно XVII-XVIII веками. | * Рама от муннхарпы, датированная приблизительно XVII-XVIII веками. |
| |
===== Фольклорные мотивы ===== | ===== Фольклорные мотивы ===== |
- путник играет на варгане в пустом доме, на него нападает призрак, на утро по дороге в город встречает женщину, которая предупреждает его, чтобы не ходил в тот дом, т.к. он проклят. | - путник играет на варгане в пустом доме, на него нападает призрак, на утро по дороге в город встречает женщину, которая предупреждает его, чтобы не ходил в тот дом, т.к. он проклят. |
| |
Кроме этого, в Норвегии очень развит фольклор, связанный с конкретными варганными мелодиями. | Кроме этого, в Норвегии очень развит фольклор, связанный с конкретными варганными мелодиями. К примеру, очень популярной является легенда о мелодии Fangjen (узник), распространённой в регионе Гудбрандсдалене. Легенда рассказывает о девушке, которая работала на летней ферме Мюсубюттен в Скьёке. У неё было два ухажёра, и она предпочла одного из них. Охваченный разочарованием и ревностью, отвергнутый ухажёр по имени Кристен Форберг убил своего соперника и утопил тело в озере Рёйкьесколь, где оно и было впоследствии найдено. В день похорон Кристен спрятался в пещере и наблюдал оттуда, как мимо проходит похоронная процессия. Он был известен как отличный варганист, и мелодия “Fangen”, по слухам, сочинённая им, сейчас является наиболее известной варганной мелодией в регионе. По легенде он заиграл её, когда под пещерой проходила похоронная процессия, и из гроба закапала кровь, так и был найден убийца. Кристен был арестован и заключён в тюрьму вплоть до своей казни в 1736 году. Неизвестно, насколько исторически аккуратна эта легенда. Историк Ивар Клейвен (1854 – 1934) устроил подробное расследование и упоминал об этом в своей книге «Лом и Скьёк». |
| |
Особого внимания заслуживает норвежская легенда о мелодии Rammeslått , которая распространена в регионе Сетесдал и, как считается, обладает гипнотической силой. Легенду рассказывают музыканты во время концертов, а также в качестве предостережений при исполнении этой мелодии (иногда иронично). Впервые она упоминается в саге о Боси и Херраулде (XIII век) в следующем контексте: на свадебном пире конунга было замышлено похищение невесты, для чего пригласили знаменитого музыканта, чтобы он играл и отвлекал внимание гостей. Он перебирал мелодии и, наконец, дошёл до Rammeslått, которая заставила всех танцевать и ввела в состояние неистовства, так что украсть невесту уже не составило труда (её крадут в футляре для арфы): | Особого внимания заслуживает норвежская легенда о мелодии Rammeslått , которая распространена в регионе Сетесдал и, как считается, обладает гипнотической силой. Легенду рассказывают музыканты во время концертов, а также в качестве предостережений при исполнении этой мелодии (иногда иронично). Впервые она упоминается в саге о Боси и Херраулде (XIII век) в следующем контексте: на свадебном пире конунга было замышлено похищение невесты, для чего пригласили знаменитого музыканта, чтобы он играл и отвлекал внимание гостей. Он перебирал мелодии и, наконец, дошёл до Rammeslått, которая заставила всех танцевать и ввела в состояние неистовства, так что украсть невесту уже не составило труда (её крадут в футляре для арфы): |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. | * //Bjørgum, Bjørgum 1992// – Bjørgum Т.Н., Bjørgum T.B. Skjøldmøyslaget. The fire of Amazon. CD booklet. Rysstad, 1992. |
| * //Brokke 2011// - Brokke S. Munnharpe. Konsberg, 2011. Booklet for CDs. |
* //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 | * //Fille-Vern 2006// - Fille-Vern. Gamle og nye mestre | Norsk Munnharpetradisjon. Booklet for CD. Oslo, NRK, 2006 |
* //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine | * //Folkestad б.д.// - Folkestad B. The jew's harp and the paranormal in Norwegian tradition. Munnhapra magazine |