Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:tatar [2019/11/20 13:27] – [Легенды] irina | traditions:tatar [2019/12/12 00:13] (текущий) – [Легенды] irina |
---|
====== Татарский кубыз ====== | ====== Кубыз татар ====== |
| |
<WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> | <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> |
**Национальное название**: кубыз | **Национальное название**: кубыз |
| |
**Тип**: g | **Тип**: h |
| |
**Регион**: Татарстан, Россия | **Регион**: Татарстан, Россия |
| |
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
| Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как хомус, комус и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)). |
| |
Традиция игры на варгане у татар была потеряна в середине XX в. Ещё в наши дни можно встретить людей, кто помнит, как их бабушки играли на кубызе. Судя по косвенным данным, эта традиция была очень близка [[traditions:bashkir|башкирской]] как по типу инструмента, так и по его бытованию в культуре. | По этнографическим данным известно, что кубыз у татар был любимым и распространённым инструментом. Однако, к сожалению, традиция игры на варгане у татар была потеряна в середине XX в. Ещё в наши дни можно встретить людей, кто помнит, как их бабушки играли на кубызе. Судя по косвенным данным, эта традиция была очень близка [[traditions:bashkir|башкирской]] как по типу инструмента, так и по его бытованию в культуре. |
| |
В наши дни татарские кубызы изготавливает известный мастер Тимур Вахитов. | В наши дни татарские кубызы изготавливает известный мастер Тимур Вахитов. |
| |
| ==== Степень изученности ==== |
| На данный момент работы по татарскому кубызу мне неизвестны. Судя по всему, он стал исчезать из культуры до того, как его изучением занялись специалисты. Автор будет благодарен за любую предоставленную информацию по данной традиции. |
| |
==== Бытование в культуре ==== | ==== Бытование в культуре ==== |
| |
Сольное исполнение, игра "для себя", "тайное" музицирование женщин. | К сожалению, сведений о месте кубыза в народной культуре практически не сохранилось. Как и данных о поле исполнителей. Большинство источников сходятся к тому, что кубыз был преимущественно женским инстурментом, как у башкир. Однако все сохранившиеся примеры исполнения принадлежат мужчинам (см.#музыкальные_примеры|Музыкальные примеры ) |
| |
==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== | ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== |
Исполнение народных наигрышей и танцев. | Исполнение народных наигрышей, песен и танцев. |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
| {{jPlayerPlaylist>:sarman.mp3}} |
| |
| В 70-е гг. венгерский этнограф Викар Ласло (Vikár László) совершил экспедиции в Поволжье, где записывал татарский фольклор. Сохранилась запись кубызиста Г. С. Сайфутдинова народной песни "Sarman Buykalari Tugay-tugay" ("Изгиб берегов реки Сарман") (поёт М.С. Галиуллина). |
| |
| Также сохранилась нотная запись другого наигрыша, исполнявшегося на варгане: |
| |
<WRAP center round tip 60%> | <WRAP center round tip 60%> |
| |
===== Археология/история ===== | ===== Археология/история ===== |
Варган из Мукмин-Каратаевского селища. Период и место изготовления: Волжская Булгария, XI-XIII вв.\\ | Данных об археологических татарских варганах также немного. Один из инструментов, которые можно точно соотнести с татарской культурой, т.к. он найден на территории, исторически заселённой поволжскими татарами, хранится в Лениногорском краеведческом музее. Это варган из Мукмин-Каратаевского селища. Период и место изготовления: Волжская Булгария, XI-XIII вв.\\ |
Размеры: 4,9х2,8 см \\ | Размеры: 4,9х2,8 см \\ |
Место хранения: Лениногорский краеведческий музей. | |
| |
{{ :traditions:булгария.jpg?400 |Варган Волжской Булгарии}} | {{ :traditions:булгария.jpg?400 |Варган Волжской Булгарии}} |
| |
===== Легенды ===== | ===== Легенды ===== |
В татарской народной сказке "О шайтане и его дочери" одно из испытаний, которое проходит главный герой-джигит, чтобы получить замуж дочь шайтана, - узнать свою возлюбленную среди сотен одинаковых девушек, играющих на кубызе. ((Белый змей 2012 - 61)) | В татарской народной сказке "О шайтане и его дочери" одно из испытаний, которое проходит главный герой-джигит, чтобы получить замуж дочь шайтана, - это узнать свою возлюбленную среди сотен одинаковых девушек, играющих на кубызе. ((Белый змей 2012: 61)) |
| |
| ===== Дополнительные материалы ===== |
| Для знакомства с музыкальным фольклором татар рекомендую пластинку |
| [[https://www.discogs.com/Various-L%C3%A1szl%C3%B3-Vik%C3%A1r-Music-Of-The-Tatar-People/release/5348663| Various, László Vikár – Music Of The Tatar People]] (Tangent, UK, 1978) |
| |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Белый змей 2012// - Белый змей. Татарские народные сказки. М., "ИД Марджани", 2012. | * //Белый змей 2012// - Белый змей. Татарские народные сказки. М., "ИД Марджани", 2012. |
* //Галайская 1973// - Галайская Р. "Варган у народов Советского Союза". /Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973 | * //Галайская 1973// - Галайская Р. Варган у народов Советского Союза. /Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973 |
| * //Есипова 2013// – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35. |
| |