Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версияСледующая версия | Предыдущая версия |
traditions:tuva [2019/12/09 18:32] – irina | traditions:tuva [2019/12/09 19:52] (текущий) – [Музыкальные примеры] irina |
---|
===== Основная информация ===== | ===== Основная информация ===== |
| |
У тувинцев хомус – один из основных музыкальных инструментов, он известен во многих видах, разработаны разнообразные стили игры на нём, и его использование не ограничивается какой-либо одной сферой ((Сузукей, Тадагава 2013: 34)). Самая архаичная форма - предварган ыяш-хомус ("деревянный варган") представляет собой веточку таволги или тальника, которую отламывали и играли, как на хомусе. Он не считался музыкальным инструментом, но детской игрушкой, и мог применяться в случае, когда исполнитель получал запрет играть на настоящем музыкальном инструменте ((Шейкин 2002: 119)). | У тувинцев хомус – один из основных музыкальных инструментов, он известен во многих видах, разработаны разнообразные стили игры на нём, и его использование не ограничивается какой-либо одной сферой ((Сузукей, Тадагава 2013: 34)). Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как комус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» ((Есипова 2013: 26)). |
| |
| {{ :traditions:tuva_0018.jpg?300|Ыяш-хомус и чарты-хомус тувинцев.}}Самая архаичная форма - предварган ыяш-хомус ("деревянный варган") представляет собой веточку таволги или тальника, которую отламывали и играли, как на хомусе. Он не считался музыкальным инструментом, но детской игрушкой, и мог применяться в случае, когда исполнитель получал запрет играть на настоящем музыкальном инструменте ((Шейкин 2002: 119)). |
| |
Также известно, что тувинские охотники играли на луке, что было своеобразным вариантом игры на хомусе: | Также известно, что тувинские охотники играли на луке, что было своеобразным вариантом игры на хомусе: |
На хомусе исполняются также традиционные песенные мелодии, он используется для сольного музицирования как мужчинами, так и женщинами. | На хомусе исполняются также традиционные песенные мелодии, он используется для сольного музицирования как мужчинами, так и женщинами. |
| |
Металлический варган у тувинцев применяется также в шаманских ритуалах. От тувинцев-тоджинцев записаны наиболее полные сведения об использовании варгана в шаманских практиках. Например, от шамана Чоргадая Манажаповича Бараана был записан рассказ о камлании с варганом. Он различал время камлания с бубном и с варганом: с бубном только с 6 часов вечера до 6 часов утра, потому что ночью «лучше видно», в то время как с хомусом можно камлать в любое время. Именно с исполнения на варгане начинался сеанс камлания, потому что, по словам шамана, звук демир-хомуса, как и звук медных колокольчиков, привязанных к посоху, «нравился духам», и они слетались, заслышав его [Инф. Н1]. | {{ :traditions:6381.jpg?300|Шаман Чоргадай Манажапович Бараан}}Металлический варган у тувинцев применяется также в шаманских ритуалах. От тувинцев-тоджинцев записаны наиболее полные сведения об использовании варгана в шаманских практиках. Например, от шамана Чоргадая Манажаповича Бараана был записан рассказ о камлании с варганом. Он различал время камлания с бубном и с варганом: с бубном только с 6 часов вечера до 6 часов утра, потому что ночью «лучше видно», в то время как с хомусом можно камлать в любое время. Именно с исполнения на варгане начинался сеанс камлания, потому что, по словам шамана, звук демир-хомуса, как и звук медных колокольчиков, привязанных к посоху, «нравился духам», и они слетались, заслышав его [Инф. Н1]. |
| |
Описание камлания с варганом со слов шамана встречается также в книге «Мир кочевников центра Азии» С. Вайнштейна, который описывает свою встречу в 1983 г. с шаманкой Дежит Тожу, также тувинкой-тоджинкой: | Описание камлания с варганом со слов шамана встречается также в книге «Мир кочевников центра Азии» С. Вайнштейна, который описывает свою встречу в 1983 г. с шаманкой Дежит Тожу, также тувинкой-тоджинкой: |
| |
==== Музыкальные примеры ==== | ==== Музыкальные примеры ==== |
| {{ :traditions:6oxcmvecdh4.jpg?400|Татьяна Соржу}} |
| |
| {{jPlayerPlaylist>:sorju.mp3 |
| }} |
| |
| |
| Татьяна Далайовна Соржу. Мелодии, которые играла моя мама. С одноимённого альбома ((Сузукей, Тадагава 2013)). |
| |
| Татьяна Соржу родилась в 1949 г., эту мелодию переняла у своей мамы, которая хорошо играла на хомусе. Начала играть на хомусе в возрасте 13 лет. После окончания школы поступила в Музыкальное училище. Участница ансамблей "Чечек" и "Саянаар". Как одна из ведущих исполнительниц на хомусе участвовала в 4-м Международном варганном конгрессе в 2002 г. в Рауланде, Норвегия. |
| |
| |
===== Фольклорные материалы ===== | ===== Фольклорные материалы ===== |
===== Источники ===== | ===== Источники ===== |
* //Вайнштейн 1991// – Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. | * //Вайнштейн 1991// – Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. |
| * //Есипова 2013// – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35. |
* //Песни тайги 2017// - Оскюс-Оол, который пел песни тайги / Песни тайги. Тувинские народные сказки. М., "Фонд Марджани", 2017. с. 89-96. | * //Песни тайги 2017// - Оскюс-Оол, который пел песни тайги / Песни тайги. Тувинские народные сказки. М., "Фонд Марджани", 2017. с. 89-96. |
* //Сузукей, Тадагава 2013// – Сузукей В., Тадагава Л. Мелодии, которые играла моя мама: старая и современная хомусная (варганная) музыка Тывы, Центр Азии. Saitama: Opal Shuluu, 2013. С. 34-42. | * //Сузукей, Тадагава 2013// – Сузукей В., Тадагава Л. Мелодии, которые играла моя мама: старая и современная хомусная (варганная) музыка Тывы, Центр Азии. Saitama: Opal Shuluu, 2013. С. 34-42. |
* //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. | * //Шейкин 2002// – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002. |
| |
| Полевые материалы: |
| * Инф. Н1 - Чоргодай Монжапович Бараан (1920 г.р.), шаман, тувинец-тоджинец. Место записи: Республика Тыва, Тоджинский кожуун, с. Адыр-Кежик. Место хранения: Архив традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, коллекция А0129.141. Публикация: [[https://www.culture.ru/objects/412/mifologicheskie-predstavleniya-obryadovaya-praktika-i-pesnopeniya-todzhinskogo-shamana-ch-m-baraana|Мифологические представления, обрядовая практика и песнопения тоджинского шамана Ч.М. Бараана.]] / Культура.рф. |