Это старая версия документа!
Башкирский кубыз
Национальное название: кубыз
Тип: b
Регион: Башкортостан, Россия
Материал: металл, дерево
Пол исполнителя: раньше преимущественно f, теперь m
Основная информация
Степень изученности
Основным исследованием является монография Рахимова «Башкирский кубыз» (см. Источники), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова.
Бытование в культуре
В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве 1).
Стилистика исполнения, названия жанров
В Башкирии на кубызе исполняются танцевальные и песенные мелодии, известные также на других музыкальных инструментах.
Специфические приёмы
Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.
Музыкальные примеры
- track3 Галимова. Кюй.
- track4 Галимова. Старинный танец
- track19 Давлетбаев. 7 девушек
- track20 Давлетбаев. Апипа
Археология/история
Легенды
Запреты, предписания
Дополнительные материалы
Источники
Рахимов 2004 - Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.