Варган в традиционных этнических культурах мира

Это старая версия документа!


Башкирский кубыз

Национальное название: агас-кубыз (деревянный), тимер-кубыз (металлический)

Тип: b

Регион: Башкортостан, Россия

Материал: металл, дерево

Пол исполнителя: раньше преимущественно f, теперь m

Башкирские кубызы разных мастеров

Основная информация

В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент - курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной «грушей») и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов.

Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля.

Степень изученности

Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова «Башкирский кубыз» (см. Источники), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова.

Бытование в культуре

М. Галимова играет на агас-кубызе В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве 1). Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор.

Стилистика исполнения, названия жанров

В Башкирии на кубызе исполняются танцевальные и песенные мелодии, известные также на других музыкальных инструментах.

Специфические приёмы

Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.

Музыкальные примеры

  1. track3 Галимова. Кюй.
  2. track4 Галимова. Старинный танец
  3. track19 Давлетбаев. 7 девушек
  4. track20 Давлетбаев. Апипа

Топни(спляши), дочка Апипы, Ты не топнешь, топну я, То место где ты топнула, Я найду и тоже топну.

Легенды

Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой. Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.

Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и не-обыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.

Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.

Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки. 2)

Дополнительные материалы

Источники

  • Башкирские предания и легенды 1985 - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
  • Рахимов 2004 - Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.
1)
Рахимов 2004: 11-13
2)
Башкирские предания и легенды, 1985: 41
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Кубыз башкиров (generated for current page)