Это старая версия документа!
Башкирский кубыз
Национальное название: агас-кубыз (деревянный), тимер-кубыз (металлический)
Тип: b
Регион: Башкортостан, Россия
Материал: металл, дерево
Пол исполнителя: раньше преимущественно f, теперь m
Основная информация
В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент - курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной «грушей») и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов.
Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля.
Степень изученности
Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова «Башкирский кубыз» (см. Источники), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова.
Бытование в культуре
В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной - хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве 1). Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор.
Стилистика исполнения, названия жанров
В Башкирии на кубызе исполняются танцевальные и песенные мелодии, известные также на других музыкальных инструментах.
Специфические приёмы
Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.
Музыкальные примеры
- track3 Галимова. Кюй.
- track4 Галимова. Старинный танец
- track19 Давлетбаев. 7 девушек
- track20 Давлетбаев. Апипа
Топни(спляши), дочка Апипы,
Ты не топнешь, топну я,
То место где ты топнула,
Я найду и тоже топну.
Фольклорные мотивы
Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи.
Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.
Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.
Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.
Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки. 2)
Дополнительные материалы
Источники
- Башкирские предания и легенды 1985 - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
- Рахимов 2004 - Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.
- Рахимов Р.Г. Кубыз / Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87.