Муннихарпа финнов
Национальное название: муннихарпа
Тип: h
Регион: Финляндия
Материал: металл
Пол исполнителя: m
Основная информация
Традиция игры на варгане в Финляндии была потеряна в середине XX в. и теперь восстанавливается современными музыкантами. К сожалению, не осталось никаких записей, только сами инструменты и упоминания игры на них (см. раздел Археология/история).
Сейчас в Финляндии два варганных мастера – Мури Салин и Юхана Нюрхинен. Салин не хочет продавать свои инструменты, потому что не считает их достаточно хорошими. Муннихарппу Нюрхинена довольно популярны в Финляндии и доступны для покупки в интернете. Он также делает футляры для них. Финские варганисты обычно адоптируют для варгана скрипичные мелодии, но большинство мелодий для кантеле и йоухикко тоже могут быть сыграны. Многие играют норвежские мелодии. Норвежские традиции – важный источник вдохновения для многих финских варганистов. Например, вы можете найти Fanitullen и Sordølen на альбоме Тапани Вариса.
Степень изученности
Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.
Бытование в культуре
Сольное исполнение мелодий под танцы.
Археология/история
Человек по имени Вихтори Хейнонен был одним из последних игроков на варгане в Финляндии. Он был бродягой, путешествовал по сельским областям юго-запада в двадцатых-тридцатых годах. Приходя в деревню, он рассказывал слухи и сплетни, а люди давали ему еду и кров. В благодарность он играл на муннихарппу. Он любил играть, а как-то раз ему пришлось играть на свадьбе два дня кряду без сна. Кто-то спросил его, не раскаляется ли его муннихарппу из-за непрестанной игры. Хейнонен ответил: «Да! Поэтому мне приходится постоянно окунать её в бочку с пивом!». Его инструмент дожил до наших дней и хранится в музее на юго-западе Хаме (Тавастия). Это в городе Форсса, примерно в 150 км от Хельсинки.
Когда-то варган (муннихарппу) был весьма широко распространён в Финляндии. Археологи находили инструменты практически по всей стране. Старейшие муннихарппу в Финляндии были найдены в руинах замка Куусисто в районе Каарина (около 15 км к востоку от Турку). Все они предположительно были изготовлены в средние века.
Старейшее письменное упоминание о муннихарппу – это эпическая поэма «Hirvenhiihtajat» («Охотники на лосей), написанная 1832 года национальным финским поэтом Йоханом Людвигом Рунебергом (1804-1877). Муннихарппу упомянута в ней 14 раз как «pelirauta» или «suuppelirauta». В этой поэме человек по имени Керьюри-Ааро играет польки и менуэты на своей «pelirauta», иногда в одиночку, иногда со скрипачами. Есть и другие письменные источники. В 1950-х годах в газете «Suomen Sosiaalidemokraatti» было две статьи о варганных кузнецах Финляндии.
Вероятно, муннихарппу импортировались в Финляндию из Санкт-Петербурга. В XIX веке Финляндия была частью Российской империи, поэтому границы с Россией не было. Тысячи финнов жили и работали в Санкт-Петербурге. Согласно финскому этномузыковеду Отто Андерссону (1879-1969) тысячи варганов были импортированы в Санкт-Петербург из Германии и Австрии в XVIII и XIX вв. Очевидно, что многие их этих инструментов попали в Финляндию, хотя чётких доказательств этому нет.
Несмотря на это, до наших дней ни одна оригинальная мелодия для муннихарппу не дожила. Традиция полностью прервалась в начале XX столетия – последние носители традиции умерли в 30-х годах. Есть ещё люди, которые помнят, как в детстве слышали игру на муннихарппу в двадцатых-тридцатых годах, но они уже очень старые.
Исследователи не были заинтересованы в муннихарппу, когда традиция вымирала. В десятых-тридцатых годах этномузыковед Армас Отто Вэйсэнен собрал множество мелодий для кантеле и йоухикко (гусли), но не записал ни единой варганной мелодии. Известный исследователь Эркки Ала-Кённи (1912-1996) интересовался муннихарппу, но когда он приступил к своим исследованиям после второй мировой войны, традиция уже прервалась. Хотя он и заполучил несколько инструментов, оставшихся от старых игроков.
Дополнительные материалы
Пример современного исполнения на финнской муннихарпе
Источники
* Munnharpa magazine, 2001, №10, pp.10-13.