Это старая версия документа!
Пымель (пымыль) кетов и югов
Национальное называние: пымель (пымыль)
Тип: i
Материал: берёза, мамонтовая или медвежья кость
Регион: Север Сибири, верховья Енисея; Россия
Основная информация
Варган имел широкое распространение у кетов в XX в. Представляет из себя вырезанную из кости или дерева пластину, в которой прорезался язычок, приводившийся в движение дёрганьем за нить. Существвует версия, что кеты заимствовали варган у селькупов, которая поддерживает реконструкцией названия «пымыль» от селькупского слова, означающего «варган», «бубен», «музыкальный инструмент». В мифологических сюжетах на варгане играет кетский герой Кайгусь для того, чтобы звуком привлекать животных во время охоты (см. Легенды).
Степень изученности
Бытование инструмента в культуре кетов и югов специально не изучалось. Данные, известные по этнографии, относятся к 80-м гг. XX в. (см. Источники). Остальные работы по сути пересказывают или цитируют эти статьи. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.
Бытование в культуре
Был широко распространён в бытовом музицировании. К сожалению, сведений о том, что именно, как, кем и при каких обстоятельствах исполнялось на этом инструменте, нет. В 80-е гг. варган входил в состав музыкальных ансамблей народов Западной Сибири, где на нём играли преимущественно кеты и селькупы.
В полевых работах исследователей 60-80-х гг. XX в. фиксируются представления о сакральной роли варгана и его связи с шаманизмом. Полевых фиксаций обрядов нет.
Специфические приёмы
Подражание звукам природы, крикам птиц и животных.
Micheal Wright
Легенды
Кайгусь верховья реки 1)
Кайгусь2) верховья реки жил, с семью семьями жил он в семи чумах.
Он с женой у опушки леса на берегу жил. У него был черемуховый посох. У опушки леса он с женой чум поставил, там у берега он и жил. Он, по правде сказать, все лежал и спал. Колотушкой его будили. Когда им надо было его разбудить, кто-нибудь колотушкой его по уху ударит, и он просыпается, спрашивает:
— Что вам надо?
А они отвечают:
— Еда кончилась, мы есть хотим!
Он поднимется, спустится с опушки леса к воде и начинает играть на дудке3) на бок они валятся.
Потом он посмотрел вокруг и в себя пришел. Оказывается, он гнилые пеньки разбивал — на бок они упали, а крепкие пни остались, крепкие пни стоят4).
Тогда его люди на край леса спустились, все деревья на лиственничном мысу срубили, пять человек вниз сходили, лиственничные угли зажгли, чтобы ковать. Некоторые глину таскали, чтобы плавильную печь сделать. Сделали печь, ковать стали, железо ковать стали, панцири сделали, на долю пятерых человек сделали. Кайгусь для себя самого панцирь сделал, потом для своей жены панцирь сделал. Они надели панцири, его жена надела, он сам надел. Когда эти пять человек надели свои панцири — все как один человек стали.
— Теперь, — сказал он, — мы будем шаманить!
Они шаманили, шаманили. Его жена вдруг говорит:
— Пусть мои руки размахнутся и опустятся! Вы тоже размахните!
Опять шаманили, шаманили — они руки размахнули и в камни превратились5).
Источники
- Алексеенко 1984 - Алексеенко Е. А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов. / Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984 г. С. 70-71
- Алексеенко 1988 - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭ, т. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988
- Алексеенко 2001 - Мифы, предания, сказки кетов. Сост. Е. А. Алексеенко. 95, с. 169-171. М., 2001.