Это старая версия документа!
Томра, тамрэ, тумран хантов и манси
Национальное называние: тумран, томра, тамрэ (манси)
Регион: Север Сибири: ХМАО, ЯНАО, Тюменская область, Томская область; Россия
Материал: кость, дерево
Пол исполнителя: f
Тип: i
Основная информация
Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное («царапаться», «скрестись», см. Алексеева 1988: 13) и от тюркского домра (см. Щейкин 2002: 125). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, «дребезжать»).
Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.
В наши дни известен один мастер, изготавливающий тумран, - Яков Тарлин.
Степень изученности
Бытование инструмента в культуре хантов и манси изучалось мало. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.
Бытование в культуре
Инструмент сольного музицирования, игра «для себя». Возможно, игра на варгане входила в этикетную часть свадьбы: музицирование было гаданием о судьбе, а «скрытное» интонирование (проговаривание слов через варган) было частью женского обычая «избегания» мужчин. Бытовой, повседневный инструмент женщин и детей.
Специфические приёмы
Некоторые исследователи (напр., Чернецов 1987: 35) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой «лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении» (Шейкин, 2002: 127).
Музыкальные примеры
Мария Юдина
Археология/история
Археологическая коллекция варганов из Севеврного Приуралье, датируемая XI-XV вв., относится к месту распространения южных манси. Варганы изготовлены из металла.
Дополнительные материалы
Коллекция тумранов Белоярского района ХМАО
О тумране рассказывает мастер Яков Тарлин
Изготовлении хантыйского тумрана демонстрирует мастер Яков Тарлин, см. с 1:22
Источники
- Алексеенко 1984 - Алексеенко Е. А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов. / Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984 г. С. 70-71
- Шейкин 2002 - Шейкин Ю. И. «История музыкальной культуры народов Сибири». М., 2002