Варган в традиционных этнических культурах мира

Это старая версия документа!


Варган русских

Национальное название: варган

Тип: h

Регион: Северо-Западные и Западные регионы России

Материал: металл

Пол исполнителя: b

Основная информация

 Новгород, XIV в.Варган был распространённым музыкальным инструментом среди русских вплоть до конца XIX в. (см. [#археология/история|раздел истории]. Однако затем он был забыт так крепко, что уже в середине XX в. сложился стереотип, что варган - это иноэтнический музыкальный инструмент («инструмент северных народов»), а русские на нём никогда не играли. По сути, от варгана сохранилось только название. Вероятней всего, оно происходит от латинского organum — музыкальный инструмент. Известно, что до XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавров, о чём свидетельствует, например, «Моление Даниила Заточника», начинающееся словами: «Вострубим, яко во златокованые трубы, в разум ума своего и начнём бити в сребрёные арганы воззвание к мудрости своея». Но уже к началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент. Распространённая версия, усматривающая в слове «варган» польский корень «warga», означающий губу или рот, при близком рассмотрении оказывается ошибочной 1).

В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную традицию пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля, Александр Данилов, выступал с варганными номерами, в том числе в составе трио с косой и флейтой-двойчаткой. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях, на свадьбах, однако нельзя не заметить, что стилистика исполнения была перенята Даниловым у якутских музыкантов, в частности, у И. Алексеева. В документальном фильме «Мелодии, прожившие века» (1981 г.) закадровый голос Дмитрия Покровского во время игры Александра Данилова сообщает: «Сейчас нам очень долго, шесть лет, пришлось искать того единственного исполнителя, у которого мы могли научиться играть на варгане» 2). Однако был ли такой исполнитель действительно найден, неизвестно: в архиве Покровского записей варгана, к сожалению, нет.

В целом же в XX веке русским варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. в виде популярного субкультурного инструмента, однако традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. В наши дни есть ряд музыкантов (В. Марков, И. Богатырёва, А. Иванов и др.), кто занимается реконструкцией русской музыки на варгане на основе этнографического песенного и другого инструментального музыкального материала 3), а также аналогичного опыта реконструкции, почерпнутого из других культур.

 Новгород, XIV в. Так как инструмент был утрачен, говорить о некой традиционной форме его нельзя. Тем не менее, в наши дни появилось много русских мастеров, кто начал изготавливать варган, опираясь на опыт изготовления инструментов у других народов России (якутов, башкир и т.д.). Изготавливаются также реконструкции археологических русских варганов 4).

Степень изученности

Так как аутентичного исполнительства русской музыки на варгане не сохранилось, все работы, посвящённые этой культуре, относятся к истории или археологии (см. Источники).

Бытование в культуре

Судя по литературным источникам, варган использовался в качестве аккомпанемента танцам, в ансамбле с другими музыкальными инструментам (например, балалайкой) либо для сольного музицирования.

Музыкальные примеры

Записей аутентичного исполнения русской музыки на варгане не сохранилось.

Археология/история

 Ростиславль, XII-XV вв.Источниками по истории варгана в России являются археологические находки, данные словарей и художественной литературы. Археология фиксирует варганы в русских городах, таких как Новгород Великий, Псков, Старая Руса, Можайск, Тверь и т.д., в период с XI по XVIII века5). Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках, например, в крепостях Красноярского края и Оренбургской области. Сохранившиеся документы того же периода говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими, в том числе за границу. 6) В то же время по наличию клейм, соотносимым клеймами европейских инструментов, и находкам варганов в Новгороде среди других западноевропейских предметов археолог и инструменталист А. Каменский делает вывод о возможности западноевропейского происхождения новгородских археологических варганов (Каменский 2019). При этом находки не показывают никакого единства формы и технологии изготовления инструментов, что может свидетельствовать о том, что львиная доля производства приходилась всё же на единичные мастеровые работы.

Тем не менее, существует документальное свидетельство о массовом производстве варганов в г. Переславле-Залессом в к. XVIII в.

19 февраля 1791 года Переславль – Залеский купец Никита Максимов сын Насонов заключил договор с мещанином Переславля Залеского Петром Васильевым сыном Папышевым. Папышев подрядился «из своего собственного железа и материалу полуженых варганов с исправкой моей отделкой и светлою полудою не примешивая много свинцу чтобы не могли быть сини, так и не примешивая сторонней работы варганов, а чтоб могли быть единой ево Петра Папышева работы скатки, а именно крупных дватцать пять тысяч варганов, мелких пятнатцеть тысяч варганов, а ценой – крупных за каждую тысячу по 8 руб. 75 коп., а мелкие по 6 руб. 75 коп. за тысячу.» В условиях договора был запрет продавать варганы кому-нибудь другому, кроме Насонова, за нарушение которого Папышев будет оштрафован на вдвое большую сумму, чем оплата по договору.

Видимо, этот самый «Петр Васильев менший сын Папышев» был знаменитым варганным мастером. Однако сам он с такой работой не справлялся, поэтому заключил контракт с мещанином Андреем Федотовым сыном Манаковым (обывателем 66 лет, вдовцом, живущим от доброхотных дателей, без дома) на работу в кузнице. Контракт был сроком на один год, а делать Манаков должен был мелкие дужки по рублю с тысячи, а крупные – по 1 р. 20 копеек. 7)

 Плёс, XII в. К сожалению, неизвестно, как назывался этот инструмент в России в средние века. По данным «Словаря русского языка XI-XVII веков» слово «варган» было синонимично слову «орган» и могло фигурировать для обозначения также походного армейского барабана и духового клавишного инструмента 8). Инструменты известного нам вида упоминаются в документах с конца XVII века.

Любопытно, что уже в то время был определённый этнический стереотип, связанный с варганом, но тогда он указывал не на «чукчей», а на другой этност. Так, в «Реестре, кому господам на свадьбе тайного советника Никиты Моисеевича Зотова быть, в каком платье и с какими играми», составленной Петром I в 1714 году к так называемой «шутовской свадьбе», среди прочих инструментов упоминаются варганы, причём ряженые с ними изображать должны «норвежских мужиков» 9). Очевидно, что представление об инструменте того времени привязывали варган к традиционным культурам не Сибири, но Европы.

С конца XVIII века описание варгана начинает встречаться в словарях и музыковедческих работах. Первой такой статьёй считаются «Записки о музыке российской» Сергей Тучков, датируемые концом XVIII – началом XIX веков. Он не только описывает инструмент, но делает предположение о его появлении: «Употребляется он [варган] по большей части цыганами и, кажется, ими же занесён в Россию»10). О связи варгана с цыганами говорит и пословица, которую приводит Владимир Даль в своём словаре: «Цыган варганы куёт, и то ему ремесло» 11). Наиболее подробно описал варган один из первых этномузыкологов Владимир Одоевский: дав и музыкальные, и физические характеристики инструмента, он оставил также сведения о музыкантах, гастролирующих по Европе с варганными концертами, и о широком производстве варганов в Германии и Нидерландах. При этом отметил, что «нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варган составляет забаву почти всякого простолюдина» 12).

О бытовании варгана среди «простолюдинов» свидетельствует и художественная литература того периода: варган встречается в описании народных гуляний на ярмарках, музыкального быта провинциальных городов, в качестве развлечения мещанских детей и гимназистов. К примеру, вот как описывает А. Писемский развлечение гимназистов 3 класса в рассказе «Старческий грех» (1861 г.):

Мучеников… вытащил из своих широчайших штанов какой-то ящичек с дырочками, осторожно открыл его, и из него выпрыгнула мышь на ниточке, потом вынул он оттуда что-то завёрнутое в бумажку — развернул — оказалось, что это был варганчик, на котором он и начал потихоньку наигрывать, а мышка встала на задние лапки и принялась как бы танцевать. 13)

В другом случае тот же автор вспоминает варган при описании развлечения богатого дитяти в рассказе «В водовороте»:

M-r Николя в это время перед тем только что позавтракал и был вследствие этого в весьма хорошем расположении духа. Занят он был довольно странным делом, которым, впрочем, Николя постоянно почти занимался, когда оставался один. Он держал необыкновенно далеко выпяченными свои огромные губы и на них, как на варгане, играл пальцем и издавал при этом какие-то дикие звуки ртом. Когда князь появился в его комнате, Николя мгновенно прекратил это занятие и одновременно испугался и удивился. 14)

 Смоленск, XVI в.В качестве развлечения офицера-дворянина (а также для придания ему романтического ореола) использует варган В. Даль в повести «Цыганка». При этом важно заметить, что ему пришлось дополнительно извиниться перед благородными читателями, которые могут иметь предубеждение перед данным инструментом:

Вошед в комнату свою, зажег я свечу, походил; в голове у меня бродила нескладица и всякий вздор; я досадовал, сам не зная на что и на кого, и взялся от скуки за валявшиеся на окне варганы, на которых не играл уже давно. Не знаю, слышал ли кто из читателей моих игру на двух, квартою или квинтою, взаимно настроенных варганах – звуки тихие, однообразные, не согласные и довольно приятные. Известный Космели объездил весь мир, зарабатывая себе прогоны на варгане, об этом упоминаю не для того, чтобы состязаться с сим мастером своего дела, в сравнении с коим я то, что божья коровка, по величине своей, противу холмогорского откормленного быка, а только для того, чтобы дать инструменту моему почетное место в глазах тех из читателей моих, коим он, может быть, известен только как верный сопутник мальчишек-побродяг при игре в бабки или чушки.

Я наигрывал в раздумье тиролку, сидя у маленького столика и облокотившись на него в оба локтя. Вдруг тихо растворяется дверь моя, и заглядывает в полголовы смуглое румяное личико и два глаза, светлее дня, темнее ночи. Не трудно догадаться, что это была Касатка наша. Она с возрастающим изумлением глядела на меня и инструмент мой. Цыганы большею частью природные музыканты и охотники не только до шумной, варварской и бестолковой турецкой музыки, но и до нашей, ибо имеют слух и музыкальное ухо, а этим опять существенно отличаются от здешних земляков своих, молдаван. «Войди, не бось», - сказал я и продолжал играть. Если бы я вскочил тотчас, обрадованный и удивленный приходом ее, то она, вероятно, тотчас убежала, но непритворное спокойствие мое рождало и в ней взаимное доверие, а детское любопытство привлекало полудикую. Она вошла, тихо притворила дверь, подходила ближе, ближе и, наконец, захохотав во все горло и ухватив меня руками за оба локтя, воскликнула: «Кум се поц! Как это возможно!»

Такое простодушие в милой и приятной наружности девушке должно было сильно овладеть чувствами даже и самого холодного наблюдателя. Она умоляла меня продолжать, а между тем держала крепко руки мои, как будто боялась их свободы, так что я не мог поднести варганов ко рту. Я рассмеялся, высвободил, наконец, руки свои, поцеловал ее, условившись наперед в этой плате трубадуру, и продолжал играть. 15)

В описании быта провинциального городка упоминает варган Ф. Булгарин в романе «Иван Иванович Выжигин»:

Для рассеянья пошел я прогуляться по городу. Но в наших заштатных городах мало развлечения для путешественника. Вот что видел я, бродя из конца в конец, по мосткам: оборванные мальчишки, голодные собаки, рогатый скот и домашние птицы дружно топтали грязь на средине улицы. Старухи, поджав руки, стояли у ворот бревенчатых домов и оговаривали соседок или перебранивались между собою. Взрослые мужчины толпились перед питейным домом, где заседали старики, а юноши с балалайками и варганами расхаживали перед окнами, из которых выглядывали иногда миленькие женские личики. В нескольких местах слышны были звуки заунывных песен, и, для оживления картины, в двух местах смиренные граждане тягались за волосы, в кругу добрых соседей и приятелей, а нескольких почтенных и чадолюбивых отцов семейства, упитанных благословенными дарами откупщиков, вели под руки дюжие парни, распевая плясовые песни. Это был праздничный вечер. 16)

М. Загоскин в рассказе «Искуситель» (1838 г.) описывает ярмарку в уездном городе:

Тут простой народ кишел как в муравейнике: невнятный говор, гам и радостные восклицания сливались с громкими возгласами продавцов и покупателей, которые с ужасным криком торговались меж собою: то били по рукам, то спорили, покупщики корили товар, продавцы отвечали им бранью. В одном месте, собравшись в кружок, пировали и веселились крестьяне, сбывшие выгодно свой товар; в другом — посадские разряженные девушки лакомились орехами, покупали пряники и пели песни; тут оборванный мальчишка дул изо всей силы в хвост глиняной уточке и налаживал плясовую; там мещанский сынок испытывал свое искусство на варгане; в другом углу четверо видных детин играли на дудках, а пятый, закрыв левою рукою ухо и потряхивая своей кудрявой головою, заливался в удалой песне. Вся атмосфера была напитана испарениями свежего сена, полевых цветов, огородных душистых трав и овощей, все было кругом жизнь, движение и праздник. 17)

Но в конце XIX века варган начинает уходить из употребления, как и многие другие русские музыкальные инструменты. Причин этому было, вероятно, много, в том числе и социальных, но музыковеды обычно связывают исчезновение инструментов с распространением гармоники. Последнее упоминание о варганном исполнителе в Новгородской области оставил Николай Привалов 18). Он ссылается на свидетельство Александра Водовозова, гусляра из Тихвина, с которым познакомился в Санкт-Петербурге в 13 апреля 1897 г. 19) и который сам наблюдал игру варганиста.

Фольклорные материалы

В одной из версий «Баллады о князе Михайле» князю сообщают, что княжна не выходит, потому что спит, так как всю ночь проплясала с варганом (на самом деле она убита свекровью) 20).

Известная поговорка: «На словах, как на варганах». 21)

Дополнительные материалы

Лекция-концерт «Русский варган» дуэта «Ольхонские Ворота».

Введение к лекции «Русский варган» дуэта «Ольхонские Ворота»

Лекция о русском варгане и его реконструкции 2018 г. Ирина Богатырёва и Владимир Марков из дуэта Ольхонские ворота.

О русском варгане и русской музыке на варгане см.: В. Марков, И. Богатырёва. Варган. Самоучитель игры на нестареющем инструменте. М., 2019. - с. 135-176.

Изображения многих археологических русских варганов см.: Марков В. Русский варган.

Источники

  • Акулович, Брунцев 2015 - Акулович В. И., Брунцев В. А. Гусли в музыкальной культуре России конца XIX – начале XX века: Николай Иванович Привалов и Осип Устинович Смоленский / Труды Санкт-Петербуржского университета культуры», 2015, № 207. С. 114-151.
  • Булгарин 1990 - Булгарин Ф. В. Иван Иванович Выжигин / Сочинения. Сост., автор вступительной статьи и примечаний Н. Н. Львова. М.: Современник, 1990.
  • Внутренний Липецк б.д. - Внутренний Липецк. Сборник полевых записей.
  • Галайская 1973 - Галайская Р. «Варган у народов Советского Союза» /Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973 г.
  • Даль 1983 - Даль В. И. Цыганка / Повести и рассказы. Сост. Ю. М. Акутина и А. А. Ильина-Томича; Примеч. А. А. Ильина-Томича. М., 1983 г.
  • Даль 1999 - Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М: Русский мир, 1999.
  • Деяния 1792 - Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России. Ч. 22. М., 1792 г.
  • Загосскин 1989 - Загосскин М.Н. Искуситель. М.: Современник, 1989 г.
  • Марков б.д. 1 - Марков В. Реконструкция русского варгана XIV в..
  • Марков б.д. 2 - Марков В. Русский варган.
  • Каменский 2019 - Каменский А. Варганы из раскопок в Новгороде [Jew's harps from excavations in Novgorod] / Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 32. Великий Новгород, 2019. C. 176-184.
  • Одоевский 1837 - Одоевский В. Варган / Энциклопедический лексикон. Т.8. 1837 г. С. 284-285.
  • Писемский 1959-2 - Писемский А.Ф. Старческий грех / Собр. соч. в 9 томах. Т. 2. М., 1959 г.
  • Писемский 1959-6 - Писемский А.Ф. В водовороте / Собр. соч. в 9 томах. Т. 6. М., 1959 г.
  • Привалов 1903 - Привалов Н. Ударные музыкальные инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола) / Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1903, октябрь-ноябрь.
  • Соколовы 1915 - Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915 г.
  • СРЯ 1975 – Словарь русского языка XI-XVII вв. Под ред. Аванесова, Бархударова, Богатовой и др. Т. 2. Москва: «Наука», 1975 г.
  • Тучков 1906 – Тучков С. Записки Сергея Алексеевича Тучкова. СПб., 1906 г.
1)
Богатырёва б.д.
2)
расшифровка И.Б.
3)
см. Внутренний Липецк б.д.
4)
Марков б.д. 1
5)
см. Марков б.д. 2
6)
см. Бескровный 2015
7)
Шадунц 2017
8)
СРЯ 1975: 18
9)
Деяния 1792: 242
10)
Тучков 1906: 15
11)
Даль 1999: 165
12)
Одоевский 1837: 284
13)
Писемский 1959-2
14)
Писемский 1959-6
15)
Даль 1983
16)
Булгарин 1990
17)
Загосскин 1989
18)
Привалов 1903: 447
19)
Акулович, Брунцев 2015: 119
20)
Соколовы 1915: 310
21)
Галайская 1973: 334
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Варган русских (generated for current page)