Это старая версия документа!
Кубыз татар
Национальное название: кубыз
Тип: h
Регион: Татарстан, Россия
Материал: металл
Пол исполнителя: f
Основная информация
Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как хомус, комус и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» 1).
По этнографическим данным известно, что кубыз у татар был любимым и распространённым инструментом. Однако, к сожалению, традиция игры на варгане у татар была потеряна в середине XX в. Ещё в наши дни можно встретить людей, кто помнит, как их бабушки играли на кубызе. Судя по косвенным данным, эта традиция была очень близка башкирской как по типу инструмента, так и по его бытованию в культуре.
В наши дни татарские кубызы изготавливает известный мастер Тимур Вахитов.
Степень изученности
На данный момент работы по татарскому кубызу мне неизвестны. Судя по всему, он стал исчезать из культуры до того, как его изучением занялись специалисты. Автор будет благодарен за любую предоставленную информацию по данной традиции.
Бытование в культуре
К сожалению, сведений о месте кубыза в народной культуре практически не сохранилось. Как и данных о поле исполнителей. Большинство источников сходятся к тому, что кубыз был преимущественно женским инстурментом, как у башкир. Однако все сохранившиеся примеры исполнения принадлежат мужчинам (см.#музыкальные_примеры|Музыкальные примеры )
Стилистика исполнения, названия жанров
Исполнение народных наигрышей, песен и танцев.
Музыкальные примеры
В 70-е гг. венгерский этнограф Викар Ласло (Vikár László) совершил экспедиции в Поволжье, где записывал татарский фольклор. Сохранилась запись кубызиста Г. С. Сайфутдинова народной песни «Sarman Buykalari Tugay-tugay» («Изгиб берегов реки Сарман») (поёт М.С. Галиуллина).
Также сохранилась нотная запись другого наигрыша, исполнявшегося на варгане.
В 1965 году по Всесоюзному телевидению выступил Х. Бакиров, исполнивший на кубызе татарский народный напев «Эрбет» 2)
Археология/история
Варган из Мукмин-Каратаевского селища. Период и место изготовления: Волжская Булгария, XI-XIII вв.
Размеры: 4,9х2,8 см
Место хранения: Лениногорский краеведческий музей.
Легенды
В татарской народной сказке «О шайтане и его дочери» одно из испытаний, которое проходит главный герой-джигит, чтобы получить замуж дочь шайтана, - узнать свою возлюбленную среди сотен одинаковых девушек, играющих на кубызе. 3)
Дополнительные материалы
Для знакомства с музыкальным фольклором татар рекомендую пластинку Various, László Vikár – Music Of The Tatar People (Tangent, UK, 1978)
Источники
- Белый змей 2012 - Белый змей. Татарские народные сказки. М., «ИД Марджани», 2012.
- Галайская 1973 - Галайская Р. Варган у народов Советского Союза. /Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973
- Есипова 2013 – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35.